РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМир театраИгра без правил

Игра без правил

В Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко представили самую известную оперу немецкого композитора Карла Марии фон Вебера «Вольный стрелок», положившую начало романтической эпохе в этом жанре. Столкновение реальных и потусторонних сил, составившее пружину сюжетной фабулы сочинения, режиссер спектакля, худрук МАМТа Алесандр Титель раскрыл по-своему, размышляя о взаимодействии реального и виртуального миров в наши дни. А помогла ему в этом постановочная группа: немецкий дирижер, музыкальный руководитель Фрайбургской оперы Фабрис Боллон, знакомый российской публике по постановке оперы «Тангейзер» Рихарда Вагнера в МАМТе, сценограф Юрий Устинов и художник по костюмам Ирина Акимова.

Сцена из спектакля «Вольный стрелок»

Появление «Вольного стрелка» в московском театре – событие уникальное. Это сочинение, которое по праву считают жемчужиной романтической оперы, – раритет для русской сцены. С момента его создания и берлинской премьеры в 1821 году в России оно ставилось считанные разы: в Санкт-Петербурге в 1824 году, Москве в 1825-м, а затем на сцене Мариинского театра (1901), Бурятского (1957) и Саратовского (2002) театров. Нынешняя премьера – фактически второе появление этого сочинения на московской сцене за его 200-летнюю историю. Кроме того, это первая оперная премьера МАМТа постпандемийного периода.

Режиссер Александр Титель задумал эту постановку еще до вынужденного перерыва в работе театра из-за драматических обстоятельств, вызванных COVID-19. И главная идея его спектакля о становлении современного молодого человека в сплетении реального и виртуального пространства оказалась теперь, в период сложного выхода из пандемийного кризиса еще более актуальной.

Задуманное Вебером противодействие реального и фантастического миров, где судьба героев оказывается в руках потусторонних сил, переведено режиссером в плоскость компьютерной игры – ее тестируют сотрудники офиса, которых зовут так же, как героев оперы. Игра создана ими, но никто ясно не понимает ее правил. Единственное правило озвучивает руководитель отдела Куно: чтобы выиграть, надо поразить все мишени, и тогда победитель получит в жены красавицу, на роль которой назначается Агата, пользующаяся благосклонностью владельца фирмы Оттокара.

Поначалу граница между офисом и виртуальным миром проведена вполне отчетливо: белые геометрические формы сценографии отражают реальный мир, зелено-серая переливающаяся лава на видеозаднике сцены, в которой проступают очертания фантастического леса и его обитателей, – мир виртуально-фантастический. Однако постепенно эти миры начинают проникать друг в друга, оставляя зрителя в догадках о том, какая же реальность подлиннее. Пожалуй, только содержание, изложенное в программке к спектаклю в виде таблички с указаниями на то, что происходит в игре, а что в жизни, служит единственной навигацией, помогающей разобраться публике с творящимся на сцене.

Взаимопроникновение реального и виртуального миров, в котором хаос непрерывно преображающихся форм и цветов онлайн-пространства поглощает офлайн-зону вместе с ее обитателями, – это своеобразный месседж создателей спектакля, приглашающих публику поразмыслить над современной жизнью, в которой зачастую бывает так же непросто провести границу между двумя мирами, неотделимыми теперь от нашей реальности. И это тоже игра без правил, в которой невольно оказались мы все, не представляющие, куда же она приведет.

Дирижер Фабрис Боллон – прекрасный интерпретатор немецкой романтической музыки – ведет спектакль точно и слаженно. Пожалуй, лишь в хоре охотников, самом знаменитом из этой оперы, фееричный темп, взятый дирижером, не позволил создать стройный ансамбль. Однако сам тон музыкального высказывания – сдержанность и вместе с тем напряженность эмоционального строя, ярко выраженные тембровые акценты, подчеркивающие фантастичность происходящего, мощные динамические контрасты – все это атмосферно и стилистически емко. Артисты театра – Елена Безгодкова (Агата), Кирилл Матвеев (Макс), Мария Пахарь (Энхен), Максим Орлов (Каспар) и др. – весьма неплохо справились со своими вокально-актерскими задачами. Особенно хотелось бы подчеркнуть работу Елены Безгодковой, Агата которой вышла нежной и романтичной благодаря ее мягкому тембру и пластичной вокальной линии, построенной на тонкой нюансировке.

Агата – актриса Елена Безгодкова

Эстетика нового «Вольного стрелка», как и модернизация его сюжетной фабулы, может вызывать самые разные впечатления – от неприятия поклонников академических традиций до восторгов любителей радикальных постановочных решений, от ощущения детской компьютерной игры до мистификации реальности. Однако первое его появление в афише МАМТа за всю историю театра и второе появление в Москве за последние 200 лет – само по себе событие, заслуживающее внимания к этой постановке.

Евгения АРТЕМОВА,
Фото – Сергей РОДИОНОВ

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru