Оплата публикаций

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМир музыкиИисус Христос — Суперзвезда: Как рок-опера изменила музыкальный театр

Иисус Христос — Суперзвезда: Как рок-опера изменила музыкальный театр

55-летию мировой премьеры посвящается.

В мире музыкального театра редко случаются настоящие революции. Но в 1970 году на Бродвее и в Вест-Энде грянула буря, вызванная двумя молодыми и амбициозными авторами из Великобритании. «Jesus Christ Superstar» — рок-опера, рассказывающая последние семь дней жизни Иисуса Христа с точки зрения Иуды Искариота, — стала не просто хитом. Она стала культурным феноменом, разделившим критиков и покорившим миллионы. Её история создания — это история дерзкой идеи, случайностей и гения места и времени.

Нетипичный дуэт авторов

У истоков шедевра стояли два человека, чей тандем казался маловероятным. Эндрю Ллойд Уэббер, выпускник Королевской академии музыки, был вундеркиндом, тяготевшим к классике и мюзиклам. Тим Райс, напротив, был самоучкой, обаятельным и остроумным журналистом и автор песен с любовью к рок-н-роллу и истории. Их первыми совместными работами были неудачные мюзиклы, но именно в этом союзе родилась магия: мелодический гений Уэббера встретился с едкими, человечными и современными текстами Райса.

Идея пришла к Тиму Райсу в 1969 году. Читая газетную статью о современных поп- и рок-звездах и их почти религиозном обожании фанатами, он провел параллель с историей Иисуса Христа. Что, если бы Иисус жил сегодня? Он был бы суперзвездой, окруженной поклонниками, прессой и напряжением, которое неизбежно приводит к трагедии. Этот ракурс показался Райсу свежим и актуальным. Он предложил идею Уэбберу, который, будучи агностиком, ухватился за её драматический и музыкальный потенциал. Их целью было не проповедовать, а исследовать человеческие отношения в рамках известной всем истории: конфликт между Иисусом и Иудой, бремя мессианства, любовь Марии Магдалины.

От концепт-альбома к мировой сенсации

Ключевым решением, определившим судьбу «Jesus Christ Superstar», стал формат концепт-альбома. В конце 60-х рок-оперы, такие как «Tommy» The Who, уже доказали свою жизнеспособность. Уэббер и Райс понимали, что постановка на сцене потребует огромных денег и рисков, которых у них не было. Запись же альбома была более быстрым и дешевым способом донести свою музыку до публики.

Работа закипела. Уэббер создал невероятно разнообразный музыкальный ландшафт, в котором тяжелый рок («Superstar»), нежные баллады («I Don’t Know How to Love Him»), фанк («King Herod’s Song») и симфонические пассажи существовали в гармоничном единстве. Райс написал тексты, которые делали библейских персонажей узнаваемыми и понятными. Иуда здесь — не просто предатель, а тревожный прагматик, который боится, что растущая популярность Иисуса навлечет гнев римских властей на их движение. Иисус — уставший, одинокий человек, разрывающийся между своей божественной миссией и человеческими слабостями.

Подбор исполнителей для альбома был точечным и гениальным:

  • Иэн Гиллан, вокалист легендарной хард-роковой группы Deep Purple, был приглашен на роль Иисуса. Его мощный, местами срывающийся на крик вокал идеально передавал эмоциональные муки и силу Христа.
  • Мюррей Хэд, актер мюзиклов, стал Иудой. Его резкий, напряженный голос создал образ нервного, интеллигентного и трагического антагониста.
  • Ивонна Эллиман, молодая певица, была выбрана на роль Марии Магдалины. Её мягкое, душевное исполнение баллады «I Don’t Know How to Love Him» стало одной из визитных карточек проекта.

Концепт-альбом «Jesus Christ Superstar» был выпущен в октяре 1970 года в США на лейбле Decca Records. Реакция была неоднозначной, но оглушительной. Религиозные группы устраивали акции протеста, обвиняя авторов в кощунстве и «опрофанации» Священного Писания. Однако публика, особенно молодежь, приняла альбом с восторгом. Сингл «Superstar» в исполнении Мюррея Хэда взлетел в чартах, а альбом стал платиновым в США еще до премьеры на сцене. Успех альбома сделал постановку мюзикла неизбежной.

Малоизвестные факты и ключевые моменты

  • Выбор Мюррея Хэда  был случаен. Изначально Райс и Уэббер слышали в роли Иуды кого-то вроде Мика Джаггера. Мюррей Хэд пришел на прослушивание для второстепенной роли, но его исполнение «Judas’ Death» было настолько убедительным, что ему сразу же отдали ключевую партию.
  • Иэн Гиллан сомневался. Поначалу Гиллан сомневался, стоит ли ему, рок-вокалисту, браться за такую роль. Его уговорили коллеги по группе, и в итоге он записал все свои партии всего за один день.
  • Битва за Бродвей. Продюсером бродвейской версии стал легендарный Хэл Принс. Его постановка, авангардная и минималистичная, с знаменитым «атомным» крестом, была холодно встречена критиками. Несмотря на это, шоу выдержало 720 представлений, во многом благодаря ажиотажу вокруг скандального сюжета.
  • Оглушительный триумф в Лондоне. В отличие от Бродвея, лондонская премьера в театре «Палас» в 1972 году имела оглушительный успех и шла восемь лет подряд, побив все рекорды.
  • «I Don’t Know How to Love Him». Изначально Тим Райс написал текст этой песни… для Иуды. В ранних набросках у Иуды был роман с Марией Магдалиной, и его мучила ревность к Иисусу. От этой идеи отказались, но песня осталась, став монологом растерянной Марии.

Наследие

«Jesus Christ Superstar» навсегда изменила ландшафт музыкального театра. Она доказала, что мюзикл может говорить на серьезные, даже трагические темы, используя язык современной музыки — рока, фанка и джаза. Она стерла границы между «высоким» и «низким» искусством, между церковью и поп-культурой.

Последующие экранизации, в частности, культовая версия 1973 года режиссера Нормана Джуисона с Тедом Нили в роли Иисуса, лишь закрепили статус произведения. Бесчисленные постановки по всему миру, от школьных спектаклей до грандиозных стадионных шоу, доказывают, что история, рассказанная Уэббером и Райсом, не стареет.

«Jesus Christ Superstar» — это не просто мюзикл. Это смелый эксперимент, который бросил вызов конвенциям, заставил задуматься о природе веры, славы и предательства и, в конечном итоге, подарил миру музыку, которая вот уже более полувека находит отклик в сердцах миллионов. Она родилась из дерзкой идеи, была реализована благодаря таланту и стратегической хитрости и стала вечным напоминанием о том, что даже самая известная история может быть рассказана заново.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru