Иннокентий БАРАНОВ: «Искусство является одним из главных движков нашей цивилизации»

250

23 мая 2020 года состоялось уникальное событие в мире искусства ART RUSSIA ONLINE FORUM. Это мероприятие, которое собрало на одной виртуальной площадке самых ярких представителей из мира культуры, искусства и спорта. Благодаря форуму, который по задумке должен проходить на регулярной основе, зрители смогли услышать профессиональное мнение относительно развития арт-рынка, тенденций арт-бизнеса, меценатстве в искусстве и многом другом. Одним из спикеров мероприятия стал яркий художник, чьи работы заслуженно вызывают интерес во всем мире, Иннокентий Баранов. Сразу же после форума, мы пообщались с Иннокентием о жизни, творчестве и арт-рынке.

Иннокентий Баранов родился 2 августа 1974 года в городе Москва. Тяга к живописи и рисованию проявилась ещё в дошкольные годы. В 1993 году закончил Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года, отделение графики. В 19 лет успешно поступил в Венскую академию искусств, одно из старейших и влиятельных учебных заведений мира. Сейчас художник живет между Москвой и Берлином. Экспрессивный и яркий стиль Баранова хорошо узнаваем, а сам художник одинаково любим как у себя на родине в России, так и далеко за её пределами. Его выставки с успехом проходят в ведущих галереях Вены, Гамбурга, Берлина, Майами, Цюриха и других. В Москве Иннокентий много лет выставлялся в галерее Дом Нащокина.

Мастерская Иннокентия Баранова в Берлине много лет является центром притяжения самых разных творческих людей со всего мира.

О себе

В Советском Союзе учили потрясающе срисовывать, но максимально выключать голову при этом. И это принципиальная разница между западным и российским образованием. То есть мы были потрясающими срисовывальщиками, сейчас китайцы, кстати, это делают лучше, чем русские. А в Европе учат думать проектно. И это очень сильно повлияло на мое дальнейшее развитие, потому что я научился создавать какие-то большие, интересные идеи выставок и воплощать их. Этому в России не учат и не учили. Сейчас вроде бы потихонечку начинают.

В Гамбурге мне не понравилась погода и отношение. Мне хотелось учиться на Западе и на этот мой выбор никто не повлиял. Я сам поехал, посмотрел несколько академий, понял, что французский быстро не выучу, а немецкий я знал базово. В Гамбурге к нам отнеслись как-то не очень хорошо. А вот Вена меня поразила! И вообще, это была самая крутая академия в мире и, наверное, остается таковой по сей день. В итоге я решил попробовать и поступил. Это было чудо и оно, собственно говоря, повлияло на всю мою дальнейшую жизнь.

У меня нет выходных или праздников, я пишу, когда мне хочется – днем, ночью, вечером. Работа занимает в жизни столько времени сколько необходимо. Если мне надо куда-то уехать, то я уезжаю. Иногда я бываю привязан к детским каникулам, но теперь уже меньше, поэтому сейчас работа занимает много времени. А досуг точно такой же, как и у многих других людей – поездки, спорт, какие-то мероприятия с друзьями, близкими. Ничего особо интересного.

Идея, транс, продажа! Так я мог бы описать свой творческий процесс в трех словах.

О живописи

Я вообще не понял, что это неоэкспрессионизм. Это делают какие-то люди с фундаментальными знаниями. Я против любых категоризаций и делений на что-либо. Искусство, оно и есть искусство. Замечательно уже то, что можно называться художником. А нео это экспрессионизм или постэкспрессионизм, или что-то еще – это пусть специалисты решают между собой.

Сомнения, депрессия, алкоголизм и гастрит – это наши постоянные попутчики. У меня, конечно же, есть сомнения, но они не относятся к выбранному пути, потому что, как я уже говорил, быть художником это большое счастье. Но надо понимать, что настоящий художник без сомнений перманентных вообще ничего не сделает хорошего. Надо все через себя пропускать.

Первая выставка заграницей – мне 15 лет, отец взял меня в поездку в Северную Германию, в Гамбург. Там была такая институция как католическая академия, которая очень сильно поддерживала детскую литературу. Отец как раз выступал там с докладом, он детский писатель и переводчик. Эта академия делала графическую выставку на какую-то библейскую тему, но весело и оригинально интерпретировано. Я туда послал три работы и две из них выставили. Потом была выставка в Вене. В первый же год обучения мы с моим другом Денисом Скворцовым, сделали выставку в арт-кафе «Монокль», где собрали очень большое количество интересных людей. Этот проект курировал бывший министр культуры Австрии. Это как-то тоже через знакомых произошло, но это уже совсем другая история. Первая выставка была в Гамбурге.

За последние 8 лет через интернет я продал в разы больше картин, чем на выставках. Ни то чтобы искусство только сейчас начало уходить в онлайн, оно уже давно уходит туда. Просто сейчас это вынужденная необходимость, в контексте событий последних месяцев, связанных с карантином и т.д. Этому сейчас будет уделяться намного больше внимания. Искусство не умрет, оно не может умереть, потому что, собственно, оно является одним из самых главных движков нашей цивилизации.

Об арт-рынке

Первую картину я продал за 400 марок. Точнее это была первая зафиксированная продажа в Германии в 96-97 году. А самая-самая первая картина, это было очень давно, я уже не вспомню точно сколько это было денег.

Цены на картины формирует рынок. Точно так же, как цены на чтобы то ни было еще. Ты выставляешься, ездишь по разным странам, выставкам, участвуешь в разных проектах, тебя печатают в каталогах. Так, твои агенты формируют цену, и вы наблюдаете как работы продаются. Конечно, здесь есть очень много элементов мыльного пузыря. На глобальном арт-рынке имеют место быть даже миллионные инвестиции и вклады. Но если говорить о работах нормальных современных художников – бойцов, которые пишут и продаются, то мне кажется, что это действительно абсолютно четкое такое капиталистическое формирование рынка и цены.

Мне кажется, что молодые люди чувствуют интуитивно, что делать. Молодые ребята прекрасно знают, как грамотно продавать и тем более в интернете. Намного лучше, чем я. Сегодня важно фотографировать свои работы в высоком качестве, быть представленным на максимальном количестве интернет-площадок, не только российских, но и международных. Нужно общаться со всеми и так далее.

Чтобы успешно продавать картины художнику нужно иметь силу воли, харизму и высокую толерантность.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.