Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфишаИскусство военной фотографии в СССР

Искусство военной фотографии в СССР

Центру фотографии имени братьев Люмьер в этом году исполняется 10 лет с момента основания. К юбилею Победы в Великой Отечественной войне Центр представляет фото из собственной коллекции, посвященные искусству военной фотографии в СССР.

Евгений Халдей. Знамя Победы над Рейхстагом, 1945 год.Современный отпечаток. 43,2 х 31,2 см. Архивная пигментная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

Дмитрий Бальтерманц. Чайковский, 1940-е годы. Винтаж. 58 х 45,5 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

Михаил Грачев. В Москву с победой. 1945 год. Винтаж. 23,2 х 29,2 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

Александр Устинов. День Победы. Манежная площадь. 9 мая, 1945 год. Поздний отпечаток. Тираж: 2/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

Александр Петрусов. Встреча победителей. Возвращение с фронта, 1945 год. Винтаж. 29 х 39,4 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

В коллекцию Галереи имени братьев Люмьер входят работы Якова Халипа, Макса Альперта, Марка Маркова-Гринберга, Михаила Трахмана, Александра Устинова, Якова Рюмкина, Евгения Халдея, Александра Петрусова, Михаила Грачева, Дмитрия Бальтерманца и других фотографов, которые создавали репортажи во время военных действий.

Военный репортаж

История военного репортажа в советской фотографии берет свое начало уже в 1920-е–1930-е годы. Темой работ фотографов-авангардистов таких, как Борис Игнатович, часто становились военные и физкультурные парады. В 1936 году для фотоальбома «Красная Армия» Яков Халип создает серию фотографий о Балтийском флоте, ставшую впоследствии знаковой для его творчества и истории советской фотографии в целом. Тема авиации этого периода раскрывается в работах многих советских авторов, документировавших авиапарады, например, у Марка Маркова-Гринберга.

Марк Марков-Гринберг

До начала войны фотограф Марк Марков-Гринберг (1907-2006) сотрудничал с агентством ТАСС, «Союзфото» и журналом «СССР на стройке». Как репортер он был сформирован эпохой 1920-1930-х годов, определившей его способ видения. Движение в сторону «героического стиля», монументальной фотографии вписывалось в общий политический контекст эпохи.

Марк Марков-Гринберг. Отвоевались. Пленные немцы под Бобруйском, 1944 год. Современный отпечаток. 40 х 50 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

В начале Великой отечественной Войны Марков-Гринберг работал связистом. В первый бой он пошел с катушкой телефониста и фотоаппаратом «ФЭД». В 1942 году его перевели фотографом в политотдел, а затем в газету 48-й армии «Слово бойца». Многие его военные снимки сегодня стали хрестоматийными. Марков-Гринберг проработал в Красноармейской иллюстрированной газете с 1946 по 1953 год, затем работал в издательстве при ВСХВ (ВДНХ), а с апреля 1957 года ─ в журнале «Клуб и художественная самодеятельность». Марков-Гринберг участвовал во многих советских и зарубежных фотовыставках, а его снимки продолжают экспонироваться и сегодня, кроме того, они входят в собраниях крупнейших мировых музеев.

Из воспоминаний Марка Маркова-Гринберга о работе фоторепортером во время Великой Отечественной войны:

«На рассвете — на передовую. Съемка в экстремальных условиях. Возвращение на перекладных в редакцию. Проявка пленки и ночная печать. И так ежедневно. Засыпал у увеличителя. Все кадры, связанные с Великой Отечественной войной, мне очень дороги. Особенно на Курской дуге. Радовался успехам моей армии и радовался приезду Евзерихина — связи с Большой Землей. Радовался времени, когда я мог выспаться. Убийственно хотелось спать».

«Самым дорогим был День Победы. Ловил себя на том, что, ликуя со своими боевыми друзьями, я забывал о своих репортерских обязанностях и давал ФЭДу отдыхать больше, чем ему надо было».

Яков Халип

Советский фотограф и репортер Яков Халип (1908-1980) окончил ВГИК по специальности «оператор». Большое влияние на Халипа оказали Борис Барнет и Сергей Эйзенштейн, с которыми он работал на Московской киностудии. На первой знаковой картине, где Халип работал ассистентом, художником-постановщиком и фотографом был Александр Родченко. Методы работы Родченко послужили важным образцом для молодого автора. В 1930-м году Яков Халип приходит в знаменитый журнал «СССР на стройке», где работает вместе с такими мастерами фотографии как Аркадий Шайхет, Макс Альперт, Семен Фридлянд и Георгий Петрусов. Вскоре он сам становится одним из ведущих репортеров издания. Там же происходит второе знакомство с Александром Родченко, которого Халип считал своим наставником. Благодаря профессионализму и готовности к экспериментам в 1936-м году Якова Халипа приглашают на работу в журнал «Интурист».

Яков Халип. Торпедист (Виктор Чероков). Балтфлот, 1936 год. Поздний отпечаток. Тираж: 8/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

Яков Халип. Красная площадь. Салют Победы. Вид на ночной Кремль, 1945 год. Современный отпечаток. 30 х 40 см. Архивная пигментная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер



Яков Халип. Ноктюрн на фронте. 1943 год. Винтаж. 40 х 60 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

Яков Халип. Барабанщики на Красной площади. 7 ноября 1934 г. 1934 год. Поздний отпечаток. Тираж: 7/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

Одна из известных серий Халипа — работа над фотоальбомом «Красная Армия» с запоминающимся кадром «В дозоре». Другая не менее знаковая для Якова Халипа работа — документальная серия о работе Дрейфующей станции «Северный полюс-1» и спасении папанинской четверки. В 1938 г. Яков Халип в качестве специального корреспондента газеты «Известия» едет на Северный полюс и становится одним из немногих свидетелей операции. В военной и послевоенной биографии Якова Халипа есть много других историй. Его работы знакомы всем, кто через фотографию соприкасался с историей России 30-х и 40-х годов ХХ века, Второй Мировой войны и послевоенного времени. Фотографируя для газет, журналов и книг, Яков Халип всегда сохранял авторский взгляд, выдерживая тонкую грань между искусством и политикой.

Советская фотография периода Великой Отечественной войны

Яков Рюмкин. ВОВ. Сталинград. В минуты затишья. 1942-1943 годы. Винтаж. 16,5 х 22 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

Яков Рюмкин. ВОВ. Ленинградский фронт. Советские артиллеристы, авиаторы, танкисты и саперы стерли с лица земли укрепления врага, 1944 год. Винтаж. 17,5 х 27,5 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

Яков Рюмкин. ВОВ. Курская Дуга. Встреча с семьей. Под Белгородом. 1943 год. Винтаж. 14 х 22 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

Яков Халип. Салютные расчеты на Манежной площади перед парадом (2), 1945 год. Современный отпечаток. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

Военная фотография в Советском Союзе выполняла самые разные задачи. Она информировала о положении дел на фронтах, показывала смертоносность войны и фиксировала разрушения в стране. С другой стороны, она оставалась эмоциональной – фотография показывала горе, несла весточку с фронта, тем, кто в тылу ждал увидеть своих близких, и возвещала о долгожданной победе. В советской военной фотографии можно различить и соцреалистические картины, и постановки, и живую репортажную съемку. Но неизменно высока именно документальная ценность этих видов фотографии войны. Документальная фотография показывает и события, и место действия, и его видение современниками. Фоторепортеры могли запечатлеть картину события, сформированную с целью вдохновить на победу, отстоять свою независимость, и оставить свидетельство этого времени для истории.

Александр Устинов. Поезда идут на фронт. Пляшет красноармеец В. Кочетков. 25 июня 1941 года. Поздний отпечаток. Тираж: 2/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

Александр Устинов. Давай закурим! Дорога на Берлин. Апрель 1945 г., 1945 год. Поздний отпечаток. Тираж: 2/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

Александр Устинов. 9 мая 1945 года в Москве, 1945. Современный отпечаток. Размер: 48 х 59 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

«…Судьба приписала меня к счастливому поколению людей, которым довелось родиться накануне грандиозных исторических событий в нашей стране. Счастлив, что профессия фоторепортера дала мне возможность на протяжении почти полувека быть свидетелем славной истории моей Родины…», – говорил о своей профессии фотограф Александр Устинов.

Фоторепортеры военного времени

Макс Альперт – «Комбат»

Макс Альперт. Комбат, 1942 год. Винтаж. 30 х 23 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

Своеобразным символом Великой отечественной войны стала фронтовая фотография Макса Альперта, в том числе эмоционально сильный и драматичный кадр «Комбат». Энергичная фигура командира на переднем плане, выросшая на фоне бесконечного неба, демонстрирует готовность человека встать на грань между жизнью и смертью, усиливает напряжение, намеченное общим направлением атаки. Мастерство Макса Альперта как фоторепортера позволило превратить мимолетный эпизод боя за мгновение до неминуемой гибели в символ героизма.

Профессиональный опыт фоторепортера, накопленный Максом Альпертом за годы работы в различных советских изданиях, оказался востребован во время Великой Отечественной войны. Работая на ТАСС и «Совинформбюро», Альперт часто выезжал на фронт, делал снимки как в тылу, так и в боевой обстановке. Лучшие его работы до сих пор являются документами большой эмоциональной силы.

Сергей Эйзенштейн так писал о Максе Альперте:

«С Альпертом мы бок о бок исколесили Ферганский канал. Какое удовольствие следить за его неутомимостью и прямо-таки фоторепортерской одержимостью. Из горы прекрасных фотографий, запечатлевших эту интереснейшую страницу истории человеческого труда, складывается монументальный образ нашей эпохи».

Константин Симонов:

«Мне как военному корреспонденту, работнику «Красной звезды» немало пришлось находиться в самых различных обстоятельствах на фронтах Великой Отечественной войны рядом с военным фотокорреспондентом ТАСС Максом Альпертом. Его военные снимки бесчисленны и хорошо известны. Но мне доставляет радость лишний раз засвидетельствовать, что многие из этих снимков делались в трудной и опасной обстановке, и для того, чтобы, не отступая, выполнять там, на фронте, свой долг, этот человек неизменно проявлял свойственное ему спокойное и молчаливое мужество».

Михаил Трахман

В годы Великой Отечественной войны Михаил Трахман (1918-1976) работал фотокорреспондентом Совинформбюро. Основным его инструментом была знаменитая камера «Лейка», но часто в его руки попадало и боевое оружие. Он снимал в блокадном Ленинграде, в Пскове и в Белоруссии, участвовал в освобождении Польши и Венгрии. Наиболее известны его фотографии из партизанской серии, сделанные в тылу немецких войск. В своих дневниках он писал: «Много снимаю, хотя знаю, что 80% снятого пойдет в корзину, но снимать нужно, так как такие вещи бывают раз в жизни».



Михаил Трахман. Стрелок ведет огонь по самолету противника. Ленинградские партизаны, 1941 год.
Поздний отпечаток. Тираж: 2/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

Михаил Трахман. Парад Победы. Москва 24 июня, 1945 год. Современный отпечаток. 32,1 х 43,2 см. Архивная пигментная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

Михаил Трахман. Отмашка. Перед парадом. 1945 год. Современный отпечаток. 43,1 х 31,8 см. Архивная пигментная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

Михаил Трахман. На Красной площади в День Победы 9 мая, 1945 год. Поздний отпечаток. Тираж: 2/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

Михаил Трахман. Атака партизан. Ленинград, 1942 год. Поздний отпечаток. Тираж: 2/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

Благодаря этим фотографиям он вошел в историю военного репортажа. Михаил Трахман награжден орденом Красной звезды и медалями «За оборону Ленинграда» и «Партизанской медалью», которой особенно дорожил.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru