Центру фотографии имени братьев Люмьер в этом году исполняется 10 лет с момента основания. К юбилею Победы в Великой Отечественной войне Центр представляет фото из собственной коллекции, посвященные искусству военной фотографии в СССР.
Евгений Халдей. Знамя Победы над Рейхстагом, 1945 год.Современный отпечаток. 43,2 х 31,2 см. Архивная пигментная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Дмитрий Бальтерманц. Чайковский, 1940-е годы. Винтаж. 58 х 45,5 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Михаил Грачев. В Москву с победой. 1945 год. Винтаж. 23,2 х 29,2 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Александр Устинов. День Победы. Манежная площадь. 9 мая, 1945 год. Поздний отпечаток. Тираж: 2/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Александр Петрусов. Встреча победителей. Возвращение с фронта, 1945 год. Винтаж. 29 х 39,4 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
В коллекцию Галереи имени братьев Люмьер входят работы Якова Халипа, Макса Альперта, Марка Маркова-Гринберга, Михаила Трахмана, Александра Устинова, Якова Рюмкина, Евгения Халдея, Александра Петрусова, Михаила Грачева, Дмитрия Бальтерманца и других фотографов, которые создавали репортажи во время военных действий.
Военный репортаж
История военного репортажа в советской фотографии берет свое начало уже в 1920-е–1930-е годы. Темой работ фотографов-авангардистов таких, как Борис Игнатович, часто становились военные и физкультурные парады. В 1936 году для фотоальбома «Красная Армия» Яков Халип создает серию фотографий о Балтийском флоте, ставшую впоследствии знаковой для его творчества и истории советской фотографии в целом. Тема авиации этого периода раскрывается в работах многих советских авторов, документировавших авиапарады, например, у Марка Маркова-Гринберга.
Марк Марков-Гринберг
До начала войны фотограф Марк Марков-Гринберг (1907-2006) сотрудничал с агентством ТАСС, «Союзфото» и журналом «СССР на стройке». Как репортер он был сформирован эпохой 1920-1930-х годов, определившей его способ видения. Движение в сторону «героического стиля», монументальной фотографии вписывалось в общий политический контекст эпохи.
Марк Марков-Гринберг. Отвоевались. Пленные немцы под Бобруйском, 1944 год. Современный отпечаток. 40 х 50 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
В начале Великой отечественной Войны Марков-Гринберг работал связистом. В первый бой он пошел с катушкой телефониста и фотоаппаратом «ФЭД». В 1942 году его перевели фотографом в политотдел, а затем в газету 48-й армии «Слово бойца». Многие его военные снимки сегодня стали хрестоматийными. Марков-Гринберг проработал в Красноармейской иллюстрированной газете с 1946 по 1953 год, затем работал в издательстве при ВСХВ (ВДНХ), а с апреля 1957 года ─ в журнале «Клуб и художественная самодеятельность». Марков-Гринберг участвовал во многих советских и зарубежных фотовыставках, а его снимки продолжают экспонироваться и сегодня, кроме того, они входят в собраниях крупнейших мировых музеев.
Из воспоминаний Марка Маркова-Гринберга о работе фоторепортером во время Великой Отечественной войны:
«На рассвете — на передовую. Съемка в экстремальных условиях. Возвращение на перекладных в редакцию. Проявка пленки и ночная печать. И так ежедневно. Засыпал у увеличителя. Все кадры, связанные с Великой Отечественной войной, мне очень дороги. Особенно на Курской дуге. Радовался успехам моей армии и радовался приезду Евзерихина — связи с Большой Землей. Радовался времени, когда я мог выспаться. Убийственно хотелось спать».
«Самым дорогим был День Победы. Ловил себя на том, что, ликуя со своими боевыми друзьями, я забывал о своих репортерских обязанностях и давал ФЭДу отдыхать больше, чем ему надо было».
Яков Халип
Советский фотограф и репортер Яков Халип (1908-1980) окончил ВГИК по специальности «оператор». Большое влияние на Халипа оказали Борис Барнет и Сергей Эйзенштейн, с которыми он работал на Московской киностудии. На первой знаковой картине, где Халип работал ассистентом, художником-постановщиком и фотографом был Александр Родченко. Методы работы Родченко послужили важным образцом для молодого автора. В 1930-м году Яков Халип приходит в знаменитый журнал «СССР на стройке», где работает вместе с такими мастерами фотографии как Аркадий Шайхет, Макс Альперт, Семен Фридлянд и Георгий Петрусов. Вскоре он сам становится одним из ведущих репортеров издания. Там же происходит второе знакомство с Александром Родченко, которого Халип считал своим наставником. Благодаря профессионализму и готовности к экспериментам в 1936-м году Якова Халипа приглашают на работу в журнал «Интурист».
Яков Халип. Торпедист (Виктор Чероков). Балтфлот, 1936 год. Поздний отпечаток. Тираж: 8/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Яков Халип. Красная площадь. Салют Победы. Вид на ночной Кремль, 1945 год. Современный отпечаток. 30 х 40 см. Архивная пигментная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Яков Халип. Ноктюрн на фронте. 1943 год. Винтаж. 40 х 60 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Яков Халип. Барабанщики на Красной площади. 7 ноября 1934 г. 1934 год. Поздний отпечаток. Тираж: 7/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Одна из известных серий Халипа — работа над фотоальбомом «Красная Армия» с запоминающимся кадром «В дозоре». Другая не менее знаковая для Якова Халипа работа — документальная серия о работе Дрейфующей станции «Северный полюс-1» и спасении папанинской четверки. В 1938 г. Яков Халип в качестве специального корреспондента газеты «Известия» едет на Северный полюс и становится одним из немногих свидетелей операции. В военной и послевоенной биографии Якова Халипа есть много других историй. Его работы знакомы всем, кто через фотографию соприкасался с историей России 30-х и 40-х годов ХХ века, Второй Мировой войны и послевоенного времени. Фотографируя для газет, журналов и книг, Яков Халип всегда сохранял авторский взгляд, выдерживая тонкую грань между искусством и политикой.
Советская фотография периода Великой Отечественной войны
Яков Рюмкин. ВОВ. Сталинград. В минуты затишья. 1942-1943 годы. Винтаж. 16,5 х 22 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Яков Рюмкин. ВОВ. Ленинградский фронт. Советские артиллеристы, авиаторы, танкисты и саперы стерли с лица земли укрепления врага, 1944 год. Винтаж. 17,5 х 27,5 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Яков Рюмкин. ВОВ. Курская Дуга. Встреча с семьей. Под Белгородом. 1943 год. Винтаж. 14 х 22 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Яков Халип. Салютные расчеты на Манежной площади перед парадом (2), 1945 год. Современный отпечаток. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Военная фотография в Советском Союзе выполняла самые разные задачи. Она информировала о положении дел на фронтах, показывала смертоносность войны и фиксировала разрушения в стране. С другой стороны, она оставалась эмоциональной – фотография показывала горе, несла весточку с фронта, тем, кто в тылу ждал увидеть своих близких, и возвещала о долгожданной победе. В советской военной фотографии можно различить и соцреалистические картины, и постановки, и живую репортажную съемку. Но неизменно высока именно документальная ценность этих видов фотографии войны. Документальная фотография показывает и события, и место действия, и его видение современниками. Фоторепортеры могли запечатлеть картину события, сформированную с целью вдохновить на победу, отстоять свою независимость, и оставить свидетельство этого времени для истории.
Александр Устинов. Поезда идут на фронт. Пляшет красноармеец В. Кочетков. 25 июня 1941 года. Поздний отпечаток. Тираж: 2/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Александр Устинов. Давай закурим! Дорога на Берлин. Апрель 1945 г., 1945 год. Поздний отпечаток. Тираж: 2/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Александр Устинов. 9 мая 1945 года в Москве, 1945. Современный отпечаток. Размер: 48 х 59 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
«…Судьба приписала меня к счастливому поколению людей, которым довелось родиться накануне грандиозных исторических событий в нашей стране. Счастлив, что профессия фоторепортера дала мне возможность на протяжении почти полувека быть свидетелем славной истории моей Родины…», – говорил о своей профессии фотограф Александр Устинов.
Фоторепортеры военного времени
Макс Альперт – «Комбат»
Макс Альперт. Комбат, 1942 год. Винтаж. 30 х 23 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Своеобразным символом Великой отечественной войны стала фронтовая фотография Макса Альперта, в том числе эмоционально сильный и драматичный кадр «Комбат». Энергичная фигура командира на переднем плане, выросшая на фоне бесконечного неба, демонстрирует готовность человека встать на грань между жизнью и смертью, усиливает напряжение, намеченное общим направлением атаки. Мастерство Макса Альперта как фоторепортера позволило превратить мимолетный эпизод боя за мгновение до неминуемой гибели в символ героизма.
Профессиональный опыт фоторепортера, накопленный Максом Альпертом за годы работы в различных советских изданиях, оказался востребован во время Великой Отечественной войны. Работая на ТАСС и «Совинформбюро», Альперт часто выезжал на фронт, делал снимки как в тылу, так и в боевой обстановке. Лучшие его работы до сих пор являются документами большой эмоциональной силы.
Сергей Эйзенштейн так писал о Максе Альперте:
«С Альпертом мы бок о бок исколесили Ферганский канал. Какое удовольствие следить за его неутомимостью и прямо-таки фоторепортерской одержимостью. Из горы прекрасных фотографий, запечатлевших эту интереснейшую страницу истории человеческого труда, складывается монументальный образ нашей эпохи».
Константин Симонов:
«Мне как военному корреспонденту, работнику «Красной звезды» немало пришлось находиться в самых различных обстоятельствах на фронтах Великой Отечественной войны рядом с военным фотокорреспондентом ТАСС Максом Альпертом. Его военные снимки бесчисленны и хорошо известны. Но мне доставляет радость лишний раз засвидетельствовать, что многие из этих снимков делались в трудной и опасной обстановке, и для того, чтобы, не отступая, выполнять там, на фронте, свой долг, этот человек неизменно проявлял свойственное ему спокойное и молчаливое мужество».
Михаил Трахман
В годы Великой Отечественной войны Михаил Трахман (1918-1976) работал фотокорреспондентом Совинформбюро. Основным его инструментом была знаменитая камера «Лейка», но часто в его руки попадало и боевое оружие. Он снимал в блокадном Ленинграде, в Пскове и в Белоруссии, участвовал в освобождении Польши и Венгрии. Наиболее известны его фотографии из партизанской серии, сделанные в тылу немецких войск. В своих дневниках он писал: «Много снимаю, хотя знаю, что 80% снятого пойдет в корзину, но снимать нужно, так как такие вещи бывают раз в жизни».
Михаил Трахман. Стрелок ведет огонь по самолету противника. Ленинградские партизаны, 1941 год.
Поздний отпечаток. Тираж: 2/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Михаил Трахман. Парад Победы. Москва 24 июня, 1945 год. Современный отпечаток. 32,1 х 43,2 см. Архивная пигментная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Михаил Трахман. Отмашка. Перед парадом. 1945 год. Современный отпечаток. 43,1 х 31,8 см. Архивная пигментная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Михаил Трахман. На Красной площади в День Победы 9 мая, 1945 год. Поздний отпечаток. Тираж: 2/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Михаил Трахман. Атака партизан. Ленинград, 1942 год. Поздний отпечаток. Тираж: 2/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер
Благодаря этим фотографиям он вошел в историю военного репортажа. Михаил Трахман награжден орденом Красной звезды и медалями «За оборону Ленинграда» и «Партизанской медалью», которой особенно дорожил.