Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАктуальноКак писать об истории XX века в школьных учебниках?

Как писать об истории XX века в школьных учебниках?

Разговоры об истории России в России можно считать отдельным видом интеллектуальных поединков – аргументов за и против хватает участникам любой дискуссии. Воспитание же подрастающего поколения должно быть объективным, но не агрессивным и противоречивым. Как этого добиться, когда история России XX века наполнена сложными и до сих пор переживаемыми в общественном сознании сюжетами?

На круглом столе «Как писать об истории XX века в школьных учебниках?», который прошел в рамках книжного фестиваля «Красная площадь», авторы вошедших в федеральный перечень учебников обсудили непростую тему, которая не оставляет равнодушными ни первых лиц государства, ни учителей, ни широкую общественность и дали 6 ответов без противоречий.

Есть ли цензура при написании учебников, как говорить в курсе по истории России о Сталине, почему культура важнее политики? В нашем материале мы собрали самые сложные темы и вопросы, которые позволят полностью отойти от позиции «Не читал, но осуждаю».

Кто и как пишет учебники?

Создание современного учебника – сложный и долговременный процесс, за которым стоит очень много людей. И сложность не только в точности и смыслах формулировок: ведь курс истории России в старших классах охватывает не только XX век, но и начало XXI столетия, что усложняет задачу. Помимо этого, важно придерживаться установленных нормативных документов, принятой концепции по отечественной истории, ФГОС и примерных программ.

«Если учебник не будет соответствовать Историко-культурному стандарту, он не попадет в Федеральный перечень учебников. Если бы вы представляли, сколько требований существует, вы бы поняли, что согласовать каждый материал крайне сложно», – пояснил Александр Данилов, д-р ист. наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, руководитель экспертного совета издательства «Просвещение» и автор самого известного в России УМК по истории.

Сейчас над каждым учебником работает коллектив авторов и методистов, их слаженная работа позволяет создать материал, усваиваемый детьми и помогающий учителю.

«Учебник – это катехизис знаний, который базируется на выверенной учеными базе, выраженной в Историко-культурном стандарте (ИКС). Сам процесс принятия ИКС был многообразным, диалогичным, насыщенным, в его составлении участвовали и ученые, и педагоги, и методисты, мнение всех акторов образовательного и просветительского процесса принималось и учитывалось», – пояснил Кирилл Кочегаров, к.и.н. заместитель главного редактора и зав. Центром историко-обществоведческих дисциплин издательства «Русское слово».

В концепции, принятой Министерством, изучение XX века раздвинуто с 10 класса на первую половину 11 класса. Это позволит детям лучше узнать важнейший период отечественной истории, а значит глубже погрузиться в непростые и для страны в прошлом, и для исторической науки в настоящем сюжеты.

Авторам важно взвешенно подойти к освещению сложных исторических периодов и показать картину объективно. Одним из актуальных подходов, использующихся в современных учебниках, является связь отечественной и всемирной истории, их параллельное изложение. Этот формат позволяет школьникам осознать включенность отечественных событий в мировой контекст.

Также важно не забывать о задаче патриотического воспитания, которое красной линией проходит через все учебные материалы. «Решает эту задачу не только военная история, необходимо делать это с помощью культуры, освещения деятельности писателей и поэтов, исследовании повседневности, свидетельств современников», – пояснил Руслан Гагкуев, д-р ист. наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН.

На вопрос, есть ли в учебниках истории государственная цензура, ответил Александр Данилов: «Ни разу за 30 лет работы мне не сказали, что я должен писать именно так и никак иначе. Выработалась лишь внутренняя самоцензура в том плане, что крайних оценок быть не может. Жизнь состоит из разных моментов. Полифония должна присутствовать и отражать реальное положение дел».

Еще одной сложностью, с которой авторам учебников и материалов необходимо считаться наравне с педагогами, это культурный уровень современных школьников. По мнению участников дискуссии, само изучение истории России в школе – вопрос социального характера.

«Когда мы с вами шли в школу, сознание общества было построено так, что школьник к 10-11 классу знал и понимал широкий круг тем. Задача учебного курса сводилась к необходимости донести, добавить, дополнить. Ребенок знал про войну со слов ее участников, про Гагарина, про научные и культурные достижения отечества. Уровень же современного школьника, который берет в руки учебник, не настолько высокий. Он может не знать, кто написал гимн России, хотя эта фамилия фигурирует практически везде… Произошел колоссальный разрыв в наследовании культурного кода. Наши дети могут не понимать, чем одна система и эпоха отличается от другой», – поделился опытом Валерий Клоков, автор учебников и учебных пособий по истории России издательства «Дрофа».

«Наша с вами задача сделать так, чтобы дети не потерялись. Чтобы то, что растворено в культуре и литературе, не только в истории, впитывалось. Если мы не решим эту задачу, то поставим себя под вопрос как нация», – выразил опасение эксперт.

Как подойди к сложным моментам в истории XX века?

История XX века, несомненно, самый сложный для изучения период. Авторам материалов важно понять, как говорить о голодоморе и войне, о терроре, о преступлениях, совершенных не только врагами внешними, но и самим государством.

«Мне в жизни выпало большое счастье работать над учебниками уже почти 30 лет. Мы с вами жили в то время, когда взгляды общества на историю России менялись стремительно. И вот что важно: учебники истории должны отражать, с одной стороны, достижения науки, а с другой стороны более взвешенно, чем в газете, события совсем недавние», – отметил Александр Данилов.

Все то, чем наше общество живет сегодня, куда мы стремимся, в чем видим цель и основы, лежит в истории XX века. Выбор модели развития страны, позиции на исходе и в начале столетия – все это необходимо объяснить детям и подать таким образом, чтобы школьники не почувствовали себя лишними или «угоревшими», как выражаются современные старшеклассники.

Как это сделать? Ответ на этот вопрос для руководителя экспертного совета издательства «Просвещение» очевиден: «Учебник должен быть безусловно правдивым. Максимально объективным. Он не может излагать одностороннюю позицию. Историко-культурный стандарт в этом плане очень помог историкам и авторам, он не позволяет оставаться в рамках одного взгляда, требует подробного анализа темы».

Иногда у аудитории возникают вопросы, связанные с количеством строчек, посвященных той или иной теме. Например, почему о революционерах в параграфе о состоянии общества накануне Революции 1917 года сказано больше, чем о консерваторах. Кто-то даже решается обвинять историков в призывах или симпатиях к случившемуся. Симпатии тут ни при чем: учебник должен смотреть не на всю массу событий, а выискивать причины случившихся фактов. В этом случае куда важнее понять, какие революционные идеи получили успех у масс, а какие издержки консервативной идеологии привели к общественному взрыву.

Современные учебники в принципе отличаются отсутствием крайностей в оценке XX века. «Мы точно можем сказать, что нет ни восхваления советской эпохи, ни самобичевания, которое появилось два десятилетия назад», – отметил Руслан Гагкуев.

Можем ли мы совсем уйти от оценок? Вряд ли. Но причина этого кроется не в непрофессионализме авторов, а в сущности самого общества – меняющегося и выросшего на том или ином культурном коде, который нельзя вычеркнуть.

«Я представитель детей перестройки. Наши учебники 90-х годов запаздывали на эпоху: Союз рухнул, а мы все еще учились на его материалах и позициях. Любой консенсус относительно истории не может быть окончательным, потому что общество живое. Мы воспроизводим свое представление, мысли своих современников. Конечно, мы стремимся к объективности, но совсем лишать учебник оценок, закладывая истину в прокрустово ложе, не можем», – объяснил Кирилл Кочегаров.

Александр Данилов на правах автора самой известной линейки учебников по отечественной истории, поделился опытом описания событий по историческим меркам недавних:

«Знаете, чем я действительно горжусь? Мы писали учебник по истории XX века в условиях, когда в 1993 году в Москве шли бои. Спустя 10 лет к нам приехал один из телеканалов и спросил, хотим ли мы поменять свои слова, по-другому описать события девяностых. Мы показали им текст и задали встречный вопрос: „А вы бы здесь что-то изменили?“. Корреспонденты перечитали и ответили „Нет, все так“».

О наболевшем: что насчет сталинского террора?

Любая открытая историческая дискуссия, даже если она посвящена культуре XIX века или созданию фильма про князя Владимира, рано или поздно сводится к наиболее проблемным точкам XX столетия. Война за правду в сознании общества еще не утихла и вряд ли утихнет когда-либо.

Александр Данилов высказался по вопросу однозначно, но в контексте школьного курса. Отношение к Сталину даже за последние 30 лет менялось, и не раз. В силу личных обстоятельств каждый смотрит на эту фигуру по-разному. Но историки не могут работать с голыми эмоциями постфактум, они исследуют причинно-следственные связи. Были ли у сложившегося политического режима причины? Если бы Сталин не родился, разве этого бы не произошло? Кто и как писал друг на друга письма в НКВД? Кто сидел в лагерях, а кто их охранял?

Прежде чем человек начнет высказывать свое осознанное и взвешенное мнение, как это полагается в науке, ему необходимо предоставить информацию для анализа. Учебник должен давать как раз эту информацию, основу для поисков и размышлений, но не разжигать вражду.

Зачем нужен цифровой формат?

Учебники, которые стояли на полках школьных библиотек 30 лет назад, не были плохими. Но они были другими и в плане содержания, и в плане исполнения. Современные пособия уже не черно-белые, это практически иллюстрированные книги с многообразным содержанием и массой дополнительных материалов.

Цифровой формат дает возможность расширить и дополнить курс отечественной истории. На страницах приводятся ссылки на проверенные ресурсы, страницы музеев, собрания документов, упоминаются фильмы. С помощью цифры учитель может показать гораздо больше объектов: портреты, памятники архитектуры, провести виртуальные экскурсии, поделиться расширенными биографиями героев и писателей.

Если у ребенка есть возможность «кликнуть», его представления об истории России расширяются многократно. Роль учебника сохранится, но формат преподнесения материала должен соответствовать потребностям детей. Школьники в любом случае будут обращаться к интернету и его источникам, так пусть эти источники будут верифицированы.

«Мы меняемся, школа меняется, жизнь меняется. Без этого, к счастью или к сожалению, нельзя», – подвел итог Сергей Тырин, к.и.н., руководитель Центра общественных наук издательства «Просвещение».

Почему культура и повседневность важнее политики?

Современный тренд, который наметился практически во всех учебниках, – отход от политической истории. Хотя войны и конфликты остаются в памяти школьников чаще всего, они должны понимать, что история – это жизнь обычных людей, процесс, который идет изо дня в день. Современная концепция предполагает комплексный взгляд на эпоху, а не только отражение ее самых ярких событий.

«Не случайно основополагающий документ носит название Историко-культурного стандарта. Культурного! Ранее подробно излагались политика, война, экономика, а в конце, по остаточному принципу, культура. Но идеология нового ИКС совершенно другая: его задача показать, что в основе жизни лежат духовные и культурные моменты», – указал на особенность текущего подхода Валерий Клоков, – «Например, мы достаточно подробно показали культуру Российской революции, раскрыли, как в сознании людей устанавливались новые явления, праздники и имена».

Как итог: в учебниках по истории России представлены не только материалы, посвященные ее социально-экономическому развитию, но жизни простых людей, есть целые параграфы и главы, посвященные повседневности, ментальности (образу мыслей) и культуре. Подростку XXI века не только важно, но и интересно знать, чем жили люди 50 лет назад, на что надеялись и о чем мечтали.

Зачем вообще нужен учебник, если есть интернет?

Раньше учебник был практически единственным источником информации. Теперь у школьников, равно как и у педагогов, есть социальные сети, YouTube, сайты, платформы с самыми разнообразными мнениями. В этой связи может появиться вопрос о целесообразности сохранения самого учебника, ведь ответ на практически любой вопрос можно «загуглить».

Дело в том, что в интернете слишком много противоречивой информации. «Да, там есть документы и ссылки на них, цитаты и упоминания. Но профессиональные историки знают, что любые документы можно подверстать под определенный взгляд и концепцию», – комментирует руководитель Центра общественных наук издательства «Просвещение» Сергей Тырин.

Ссылки и сноски не гарантируют адекватность позиции автора материала. Для того, чтобы научить ребенка ориентироваться в многомерном пространстве мнений, критически анализировать и формировать свое осознанное отношение к родной истории и нужен учебник. Школьник должен знать механизмы функционирования общества, понимать причинно-следственные связи между событиями, их логику.

Развитие критического мышления поможет не только в плане понимания истории, но и в жизни. Учимся мы ради нее, а не только для успешной сдачи ЕГЭ.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru