С 20 по 30 мая 2021 года в рамках проекта КАРО.Арт в «Иллюзионе» и киноцентре «Октябрь» пройдет беспрецедентная серия показов — футуроспектива «Киноглаз. Киноки. Вертов». Манифесты «киноков» навсегда перевернули принципы построения документальных картин и установили правила фиксации «правды жизни» — чистого кино без примеси других искусств. Крупнейшее собрание кинолент великого советского авангардиста Дзиги Вертова и мастеров его документальной школы будет впервые показано в России и мире.
В программу вошли 12 немых и звуковых картин, большая часть которых была предоставлена Госфильмофондом России. Среди них — великий «Человек с киноаппаратом» (1929), «Весной» (1929), «Кино-глаз» (1924), «Шестая часть мира» (1926) и выпуски знаменитого журнала «Кино-правда», каждый из которых представляет очевидную ценность для киноведения и истории. Например, в «Кино-правду №13» Дзиги Вертова включены интертитры, созданные Александром Родченко — дуэт двух икон советского авангарда представляет огромный интерес и область для исследований для всех историков искусства.
В «Иллюзионе» пройдут четыре показа, среди них — фильмы из собрания Музея кино и Российского государственного архива кинофотодокументов: «Москва» (1927) постоянного оператора «киноков» Михаила Кауфмана и «Три героини» (1938), фильм, который Дзига Вертов поставил вместе с монтажёром «киноков» Елизаветой Свиловой. В «Иллюзионе» также покажут восстановленную в 2018 году работу Дзиги Вертова «Годовщина революции» (1918) и документальный фильм «Мир без игры» (1966) Леонида Махнача, где о творчестве великого авангардиста размышляют мэтры мировой кинематографии Анри Ланглуа, Жорж Садуль и другие.
Фильмы «Три героини» 24 мая в 19:30 и «Годовщина революции» 28 мая в 19:00 представит Николай Изволов — автор реконструкции картин, киновед, историк кино, автор книги «Феномен кино. История и теория», главный специалист по творчеству Дзиги Вертова, занимается реконструкцией «погибших» фильмов, а также восстановлением и озвучиванием дореволюционных фильмов. Благодаря Николаю Изволову зрители впервые за много лет смогут увидеть восстановленные или считавшиеся утраченными шедевры Дзиги Вертова. Николай расскажет зрителям о важности творческого наследия Вертова и «киноков», а также опишет тонкости архивной работы, связанной с восстановлением фильмов начала прошлого века. Музыку к немым фильмам программы записал пианист-виртуоз Филипп Чельцов.
Ниже мы публикуем расписание показов в кинотеатре «Иллюзион»:
24 мая, 19:30 – Три героини, 1938, 60 мин., реж. Дзига Вертов, Елизавета Свилова
В рамках большой футуроспективы «Киноглаз. Киноки. Вертов» пройдёт Мировая премьера восстановленной версии фильма Дзиги Вертова «Три героини». Копия фильма предоставлена Российским государственным архивом кинофотодокументов.
Документальное сопровождение за легендарными пилотами-женщинами Расковой, Осипенко и Гризодубовой в их неудачной, но великолепной попытке совершить первый безостановочный транссибирский полёт. Используя документальные репортажи, Вертов изображает полёт, катастрофу, спасение и возвращение женщин героев в Москву, где толпы осыпают их цветами, а лидеры — ораторствуют.
Показ представит историк кино и автор реконструкции Николай Изволов.
28 мая, 19:00 – Годовщина революции, 1918, 119 мин., реж. Дзига Вертов (восстановленная версия 2018 г.)
«Годовщина революции» (1918) — восстановленный фильм классика документального кино Дзиги Вертова. Кинематографическая уникальность фильма состоит в том, что он является первой полнометражной документальной лентой в истории. В начале 1920-х годов «Годовщина революции» послужила основой для многих монтажных лент того периода. В том числе и сам Вертов использовал в работе материалы из собственных ранних произведений. В связи с этим, ни одной копии фильма не сохранилось, и он много десятилетий считался утраченным. События документального фильма охватывают период с февраля 1917 года (Февральская буржуазная революция ) до осени 1918 года (начало гражданской войны в России). Фильм Вертов сделал за 10-12 дней в возрасте 22 лет. Он держал в голове всю последовательность картины, в которой было более 1000 монтажных планов. Это был первый в мире документальный фильм такого объема.
Впервые восстановленный фильм был показан аудитории на фестивале документального кино IDFA в Амстердаме в 2018 году. Автор восстановленной версии — историк кино и реконструктор Николай Изволов. Фильм озвучен пианистом-виртуозом Филиппом Чельцовым. Показ представит историк кино и автор реконструкции Николай Изволов.
30 мая, 16:00 – Москва, 1927 год, реж. Михаил Кауфман, Илья Копалин
Первая самостоятельная работа Кауфмана и Копалина, учеников Дзиги Вертова. В то время они себя ещё называли «Киноками». Казалось бы, они должны были идти за своим учителем (отсюда подзаголовок: «Пробег киноглаза»), и преобразовать конкретный город в монтажную кинопоэму. Но произошло нечто иное, и очень важное. Кауфман и Копалин, вдохновленные фактурой и натурой Москвы, буквально влюбились в город.
Уникальность этой ленты в том, что мы можем видеть хроникальные кадры старой доброй Москвы, сегодня уже почти не существующей: Сухареву башню, Красные ворота, Обелиск Свободы. Что-то только строится, но ломают ещё мало. Самое интересное, что эта внутренняя сбалансированность картины, её естественный повествовательный ритм, позволит авторам соединять то, что партийным курсом разъединялось. Они скорее сопоставляют, чем противопоставляют.
Фильм озвучен пианистом-виртуозом Филиппом Чельцовым.
30 мая, 18:00 – Мир без игры, 1966 год, реж. Леонид Махнач
В фильм вошли кадры хроники 20-х годов о работе кинодеятелей тех лет. Фрагменты из кинофильмов режиссера Дзиги Вертова. Режиссеры Е. Вертова-Свилова, И. Копалин, оператор М. Кауфман, а также зарубежные деятели искусства: Фредерик Россиф, Жорж Садуль, Жан Руш, Анри Ланглуа рассказывают (синхронно) о Дзиге Вертове.
В картине использованы материалы из личного архива Е. Вертовой-Свиловой и фрагменты из фильмов Дзиги Вертова: «Ленинская киноправда», «В сердце крестьянина Ленин жив», «Киноглаз» (Жизнь врасплох), «Шагай, Совет!», «Шестая часть мира», «Одиннадцатый», «Человек с киноаппаратом», «Энтузиазм» (Симфония Донбасса), «Три песни о Ленине», «Колыбельная», а также материалы Государственного архива кино-фото-фонодокументов (РГАКФД).