Клип «Starlight» Игоря Еварда как произведение киноискусства

494

Ком­по­зи­тор Игорь Евард встал на путь съем­ки музы­каль­ных видео отно­си­тель­но недав­но. В авгу­сте 2020 года вышел его дебют­ный клип на клас­си­че­ский крос­со­вер «Rainbow Bridge» с одно­имен­но­го EP. Режис­се­ром высту­пи­ла леген­дар­ный кли­п­мей­кер Ири­на Миро­но­ва, что несо­мнен­но отра­зи­лось на сти­ли­сти­ке видео. Оно при­об­ре­ло экс­пе­ри­мен­таль­ный, мож­но даже ска­зать пост­мо­дер­нист­ский характер.

Клип «Rainbow Bridge» стал отправ­ной точ­кой для визу­аль­ных иска­ний Иго­ря Евар­да. После выхо­да видео перед ком­по­зи­то­ром встал вопрос об окон­ча­тель­ном выбо­ре изоб­ра­зи­тель­ной сти­ли­сти­ки. Руби­кон про­хо­дил меж­ду дву­мя воз­мож­но­стя­ми: про­дол­жать идти по пути экс­пе­ри­мен­та или выбрать более клас­си­че­ский tone of voice. В после­ду­ю­щих видео на крос­со­ве­ры «Starlight» и «Time» Игорь Евард сме­стил акцент с вызо­ва и шок-арта на кине­ма­то­гра­фич­ность, сюжет­ные кли­пы в духе эпи­че­ско­го кино, что наи­бо­лее точ­но отра­жа­ет харак­тер музы­каль­но­го материала.

Режиссура

Новый этап раз­ви­тия визу­аль­ной эсте­ти­ки Иго­ря Евар­да зако­но­мер­но начал­ся с под­бо­ра твор­че­ской груп­пы. Для съе­мок кли­па были при­гла­ше­ны NASTROE videoproduction во гла­ве с режис­се­ром Мари­ной Каны­ги­ной и про­дю­се­ром Дмит­ри­ем Каны­ги­ным. Выбор на пер­вый взгляд нети­пич­ный для ком­по­зи­то­ра ака­де­ми­че­ской шко­лы — в их порт­фо­лио рабо­ты для рок-кол­лек­ти­вов и испол­ни­те­лей: групп «Louna» и «Animal ДжаZ», Эрви­на Хачи­кя­на (кла­виш­ник соль­но­го про­ек­та Сер­жа Тан­кя­на — лиде­ра «System of a Down»), Пете­ра Тэг­т­гре­на (Hypocrisy, Pain, Lindemann). Точ­кой сопри­кос­но­ве­ния ста­ла не сти­ле­вая и жан­ро­вая направ­лен­ность, а твор­че­ская фило­со­фия. Кон­цеп­ция «NASTROE» состо­ит в том, что­бы созда­вать исто­рии, меня­ю­щие мир к луч­ше­му. Тем не менее, от рок-эсте­ти­ки в клип «Starlight» на уровне сюже­та была при­вне­се­на мистич­ность, а на уровне изоб­ра­зи­тель­но­го ряда — цве­то­вая гамма.

Драматургия

В музы­каль­ном видео «Starlight» и после­до­вав­шим за ним «Time» сюжет пер­ви­чен по отно­ше­нию к музы­ке, во гла­ве повест­во­ва­ния — идея, а не про­сто эстетика.

При пер­вом при­бли­же­нии «Starlight» — мисти­че­ская любов­ная исто­рия. Но меж­ду строк чита­ет­ся еще один смыс­ло­вой пласт, выра­жен­ный в фило­соф­ских кате­го­ри­ях: жен­ское нача­ло сим­во­ли­зи­ру­ет устав­шую «засы­ха­ю­щую» все­лен­ную, а муж­чи­на высту­па­ет ее спа­си­те­лем. На нали­чие «вто­рой линии» меж­ду строк рабо­та­ют визу­аль­ные наме­ки — под­сказ­ки, как сей­час при­ня­то назы­вать «пас­хал­ки». Напри­мер, в кад­ре жен­щи­на в лод­ке, что гово­рит о том, что она на воде. Тем не менее она окру­же­на звезд­ным небом, сим­во­ли­зи­ру­ю­щим необъ­ят­ную все­лен­ную. В этой пара­док­саль­но­сти и заклю­чен глу­бин­ный смысл кли­па, и загад­ки, и раз­гад­ки одновременно.

Эстетика кинофраншизы

Фран­ши­за полу­чи­ла широ­кое рас­про­стра­не­ние в кино и теперь уже в инду­стрии музы­каль­ных кли­пов. Тра­ди­ци­он­ны­ми сикве­ла­ми, то есть вто­ры­ми «сери­я­ми», линей­но подол­жа­ю­щи­ми ори­ги­нал, сей­час не уди­вишь — это дела­ют и запад­ные и оте­че­ствен­ные испол­ни­те­ли. Игорь Евард и коман­да NASTROE videoproduction пошли ощу­ти­мо даль­ше: заколь­цо­ван­ность сюже­та мож­но назвать нова­тор­ским при­е­мом дило­гии. Сюжет «Starlight» плав­но пере­те­ка­ет в «Time» и наобо­рот, исполь­зу­ет­ся при­ем род­но, и сиквел одно­вре­мен­но явля­ет­ся при­кве­лом. Мож­но начи­нать зна­ком­ство с музы­каль­ны­ми видео с любо­го из них, при­чем даже с про­из­воль­но­го момен­та. Сде­лав пол­ный цикл, повест­во­ва­ние вер­нет­ся к исход­ной точ­ке, подоб­но стрел­кам на часах.

Один из при­е­мов фран­ши­зы, рабо­та­ю­щий на при­вле­че­ние зри­те­ля и про­буж­де­ние любо­пыт­ства — откры­тый финал. Женщина/вселенная про­бу­ди­лась, но не спе­шит ста­но­вить­ся актив­ным нача­лом и акто­ром. Она не пред­при­ни­ма­ет ника­ких дей­ствий: ее прон­за­ю­щий взгляд про­сто зафик­си­ро­ван круп­ным ста­тич­ным пла­ном. На этом момен­те сра­ба­ты­ва­ет интри­га, воз­ни­ка­ет эффект ожи­да­ния ее сле­ду­ю­ще­го шага.

Актерский ансамбль

Два акте­ра — Игорь Евард и Ага­та Ниг­ров­ская — это уже ансамбль. Сыг­ран­ность на невер­баль­ном уровне — то, на чем стро­ит­ся клип, арти­сты здесь преж­де все­го долж­ны гар­мо­ни­ро­вать имен­но визу­аль­но. У них в арсе­на­ле нет тра­ди­ци­он­но­го инстру­мен­та кино- и теат­раль­но­го испол­ни­тель­ско­го искус­ства — реплик и диа­ло­гов. На эмо­ци­о­наль­ную состав­ля­ю­щую и рас­кры­тие обра­зов рабо­та­ют толь­ко мими­ка и пла­сти­ка. Акте­рам нуж­но было добить­ся мак­си­маль­но­го вовле­че­ния зри­те­ля и про­буж­де­ния эмпа­тии при огра­ни­чен­но­сти доступ­ных средств выра­зи­тель­но­сти, и с этой зада­чей они спра­ви­лись блестяще.

Еще одна сверх­слож­ная актер­ская зада­ча свя­за­на с кон­цеп­ци­ей дило­гии. Каж­дая из ее частей посвя­ще­на пути спа­се­ния одно­го из пер­со­на­жей, надо испол­нить роль и спа­си­те­ля и спа­сен­но­го, в неко­то­ром роде двой­ни­ка, то есть обра­тить­ся в свою про­ти­во­по­лож­ность, сыг­рать два обра­за в одном.

Все это ока­за­лось дости­жи­мым во мно­гом бла­го­да­ря мно­го­гран­но­му и раз­но­об­раз­но­му твор­че­ско­му бэк­гра­ун­ду акте­ров. За пле­ча­ми Ага­ты Ниг­ров­ской опыт фото­ху­дож­ни­ка, а фун­да­мен­том актер­ско­го талан­та Иго­ря Евар­да ста­ло ком­по­зи­тор­ское творчество.

Темпоритм

Для этих видео был совер­шен­но непри­ем­лем кли­по­вый, уско­рен­ный мон­таж, став­ший клас­си­кой кли­п­мей­кин­га и даже поро­див­ший мета­фо­ру «кли­по­вое мыш­ле­ние». Для «Starlight» и «TIME» харак­тер­ны при­е­мы неза­ви­си­мо­го автор­ско­го кино — раз­ме­рен­ное дви­же­ние каме­ры, пре­об­ла­да­ние сред­них и общих пла­нов, воз­дух в кад­ре, отсут­ствие быст­рых рва­ных скле­ек. Кро­ме того, коман­да взя­ла курс на есте­ствен­ность, «ана­ло­го­вую», а не циф­ро­вую эсте­ти­ку: мини­мум гра­фи­ки, мак­си­мум слож­ных натур­ных съё­мок. С эти­ми зада­ча­ми отлич­но спра­вил­ся кино­опе­ра­тор Кирилл Каши­рин, в чьем твор­че­ском бага­же корот­ко­мет­раж­ные филь­мы «Нас уже нет», «Den» и «Атлан­ты уходят».

Цветопись

Линии каж­до­го пер­со­на­жа при­сущ свой цвет — для пер­со­на­жа Иго­ря Евар­да харак­те­ры корич­не­вые, пастель­ные тона, близ­кие к есте­ствен­но­му «зем­но­му» спек­тру, а для геро­и­ни Ага­ты Ниго­вос­кой — сумрач­ные, синие, с укло­ном в мисти­ку и таин­ствен­ность, кос­мос и все­лен­ную, миро­вой оке­ан. Как кон­траст­ный при­ем, под­чер­ки­ва­ю­щий куль­ми­на­цию, сра­ба­ты­ва­ет выде­ле­ние маги­че­ско­го арте­фак­та ярко-зеле­ным цве­том, сим­во­ли­зи­ру­ю­щим жизнь. Про­буж­де­ние все­лен­ной так­же отме­че­но визу­аль­ным эффек­том — на вет­вях дере­вьев появ­ля­ет­ся свечение.

В сле­ду­ю­щем обзо­ре мы подроб­но рас­ска­жем о кли­пе «Time» и его кине­ма­то­гра­фи­че­ской составляющей.

Оль­га КУЗНЕЦОВА

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.