РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойИнтервьюКонстантин ЛЕЙФЕР: «Мы осознанно отказались от любых жестких критериев отбора участников конкурса...

Константин ЛЕЙФЕР: «Мы осознанно отказались от любых жестких критериев отбора участников конкурса и их работ»

Константин Лейфер – фотограф и путешественник. Его звания и регалии занимают несколько строчек даже в порядке краткого перечисления: экс-руководитель службы «Фотохроника ТАСС», фоторедактор московских бюро France-Press и Reuters, доцент Высшей школы экономики, автор нескольких персональных выставок («Маяки Европы», «Венеция Бродского») и книги-альбома «Мосты Европы». Он неоднократно становился председателем жюри самых масштабных российских фотоконкурсов. В этом году Константин возглавил Международный конкурс фотографии «Свет и Цвет», итоги которого будут подведены на одноименном фестивале в городе Ельце в августе. О том, как «большая фотография» может помочь малым городам — в эксклюзивном интервью Константина Лейфера.

— В 2023 году Вы сделали серию снимков современного Ельца по фотографиям и открыткам столетней давности и подарили авторские права местному краеведческому музею. Год спустя Вы возвращаетесь в Елец в новой роли. Совпадение?

— В жизни вообще очень много совпадений, и это замечательно! Когда было принято решение делать фотофестиваль в Ельце и мне предложили возглавить жюри – сразу согласился. Это на удивление интересный город.

Дом крестьянина и Успенская церковь, Елец

К встрече с Ельцом я шел долго: и в ХХ-м, и в XXI веке много раз проезжал его по дороге на юг, но никогда не останавливался. Однажды мы с коллегой даже попали в аварию: ехали снимать похороны матери Горбачева в Ставропольский край, а в Ельце на светофоре в нас въехал грузовик. Долгие годы это было мое единственное воспоминание об этом городе.

А оказалось, что там просто клондайк всяких интересностей: и первый элеватор в России, и первое железнодорожное училище, и елецкие кружева. Здесь была выпущена одна из первых российских почтовых марок, в местной гимназии учились Иван Бунин и Михаил Пришвин.

— Путешествия по России с каждым годом всё популярнее. Города с высокой концентрацией объектов культурного наследия, города с красивыми видами в благоприятном ландшафтном окружении, города с хотя бы одной уникальной особенностью – здесь с туристическим потенциалом все понятно. Что делать малым городам, у которых нет ярких достопримечательностей? Есть мнение, что единственный способ – это поиск самоидентификации, в том числе создание новых достопримечательностей. Фотографы могут в этом помочь?

— Я не совсем понимаю, что значит термин «создание новых достопримечательностей». Знаю много малых городов, в которых кто-то внезапно решил сделать музей пыток или музей тюрем. Мне не кажется это интересным совершенно.

Маяк семи остров, Бретань. Франция

Я за то, чтобы идти от корней. Например, приезжаешь во Францию, и в каждом регионе, даже в маленьких населенных пунктах живут простые люди, которые обязательно покажут тебе тот самый камень в местной каменоломне, из которого построили храм. Или там растет сезонный овощ или фрукт, и под него «заточено» меню в местных ресторанах. А если где-то вышивают какие-то ткани, то их носят. Вот это, мне кажется, важно.

Как искать самоидентификацию в городе, который был построен вокруг какого-нибудь маленького заводика в советское время? Мне сложно ответить на этот вопрос. Потому что, если искать нечего – так бывает, к сожалению, – получается какая-то искусственность.

Если говорить о Ельце, то у города огромный туристический потенциал. Если раньше народ проскакивал его по дороге до Воронежа, то сейчас, с появлением фотофестиваля «Свет и Цвет», я надеюсь, люди станут заезжать и ночевать в Ельце. Они будут стараться так выехать, чтобы приехать в Елец пораньше: посмотреть на реставрацию удивительных старых храмов, погулять по теплым площадям, где видно, как протекала жизнь, увидеть, как Ленин указывает рукой на Церковь Архангела Михаила, отведать местного вкусного.

Площадь Ленина - Елец

Площадь Ленина, Елец

Фотофестиваль может помочь Ельцу обрести новое звучание на ниве туристических поездок. Тем более популярность внутреннего туризма растет в России.

— Малые города России — о чем это лично для Вас?

— Прежде всего о людях, которые там живут и определяют облик своего города. Я много где побывал, и ни разу не встречал в провинции человека, который отказался бы рассказать, показать, помочь.

— Где лично Вам хотелось бы побывать в России, что отснять и что сделать с отснятым материалом?

— Я бы хотел побывать на великих русских реках во время ледохода. Это масштаб! У нас страна громадная, колоссальная, и такая мощь в этих речных системах, что даже представить трудно! Будучи несколько лет председателем жюри фотоконкурса Русского географического общества «Самая красивая страна», я порой испытывал горькое чувство зависти: ребята-участники ездят и снимают неимоверные по красоте и эмоциональному накалу вещи, а мы тут сидим и «жюрим». Но надеюсь, я все-таки смогу сфотографировать Енисей, Лену. Что можно будет сделать с этими снимками – пока не знаю. С удовольствием впишусь в какой-нибудь интересный проект, если таковые случатся.

— Вы были председателем жюри фотоконкурса «Самая красивая страна» Русского географического общества. Там есть любопытная номинация – «Живой архив». В ней оцениваются современные фотокомпозиции, повторяющие архивные фотографии. Основная задача – снять место с той же точки, при похожем освещении и в аналогичны обстоятельствах, что и сто лет назад. Звучит очень интересно, а как выходило на практике?

— Не секрет, что многие интересные места по разным причинам просто перестали существовать. История и время бывают беспощадны. Нам очень хотелось узнать, что сохранилось и в каком виде. РГО из своих архивов брали снимки столетней давности, участники конкурса искали эти места, точки съемки, подбирали погоду. Удивительно, но отдельные фотографии совпадали на 100%! Очень часто снимали природные ландшафты – у них все-таки выше уровень сохранности, Москву, сибирские города. Мне запомнился один из снимков на Дальнем Востоке: та же бухта, те же сопки, но склоны сплошь застроены современными зданиями. Прямо наглядное изображение прогресса.

— Итоги фотоконкурса «Свет и Цвет» будут подведены на одноименном фестивале. Почему решили усложнить формат столь сложным в организации мероприятием, а не просто назвать победителей и вручить почетные дипломы?

— Это было бы скучно. Что значит назвать и кому назвать? Фестиваль предполагает мастер-классы, обмен опытом, живое общение людей, влюбленных в фотографию. Для того он и делается, невзирая на хлопоты.

— Что Вы ждёте от участников конкурса «Свет и Цвет»?

— Где есть ожидания – есть разочарования. Перефразируя великого Анри Картье-Брессона: можно идеально выстроить кадр, но по-настоящему хорош он будет, если в него внезапно влетит птица.

Бретань-2019

Бретань, 2019 г. Франция

Мы осознанно отказались от любых жестких критериев отбора участников конкурса и их работ. Свои фотографии на разные темы могут прислать и дети, и взрослые, и профессионалы, и любители, и россияне, и иностранцы. В отдельную номинацию вынесли изображения, сделанные с помощью нейросети.

Снимать можно и на фотоаппарат, и на смартфон. Если речь не идет о длинной выдержке и съемке отдаленных объектов, смартфон отлично справляется! Я сам когда-то отснял на смартфон свое путешествие на мотоцикле по маршруту Истра – Марракеш. Понимаете, ведь неважно, сделан снимок на смартфон или профессиональный фотоаппарат, мы воспринимаем их абсолютно похожим образом. Наше восприятие так устроено.

Кстати, удивительные фотографии делают дети: у них чудесное чувство ритма, композиции, нет зашоренности, их не учили что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому они снимают как видят и чувствуют, и это дорогого стоит. Я очень приветствую участие детей!

А вот к нейрофотографии я отношусь неоднозначно. Как ни крути, но такие снимки искусственные, если не сказать фальшивые. Однако это часть современного визуального искусства, и игнорировать ее невозможно. Посмотрим, чем порадует нас искусственный интеллект.

Конечно, мне как председателю жюри хотелось бы удивиться! И профессионально, и как любопытному человеку – что еще удивительного есть на просторах России и жизни россиян? Надеюсь, так и будет, и наш конкурс докажет, что фотография – неотъемлемая часть и современного искусства, и повседневной жизни обычных людей.

Фото предоставлены Константином ЛЕЙФЕРОМ и МБУК «Елецкий городской краеведческий музей»

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru