Константин Лейфер – фотограф и путешественник. Его звания и регалии занимают несколько строчек даже в порядке краткого перечисления: экс-руководитель службы «Фотохроника ТАСС», фоторедактор московских бюро France-Press и Reuters, доцент Высшей школы экономики, автор нескольких персональных выставок («Маяки Европы», «Венеция Бродского») и книги-альбома «Мосты Европы». Он неоднократно становился председателем жюри самых масштабных российских фотоконкурсов. В этом году Константин возглавил Международный конкурс фотографии «Свет и Цвет», итоги которого будут подведены на одноименном фестивале в городе Ельце в августе. О том, как «большая фотография» может помочь малым городам — в эксклюзивном интервью Константина Лейфера.
— В 2023 году Вы сделали серию снимков современного Ельца по фотографиям и открыткам столетней давности и подарили авторские права местному краеведческому музею. Год спустя Вы возвращаетесь в Елец в новой роли. Совпадение?
— В жизни вообще очень много совпадений, и это замечательно! Когда было принято решение делать фотофестиваль в Ельце и мне предложили возглавить жюри – сразу согласился. Это на удивление интересный город.
Дом крестьянина и Успенская церковь, Елец
К встрече с Ельцом я шел долго: и в ХХ-м, и в XXI веке много раз проезжал его по дороге на юг, но никогда не останавливался. Однажды мы с коллегой даже попали в аварию: ехали снимать похороны матери Горбачева в Ставропольский край, а в Ельце на светофоре в нас въехал грузовик. Долгие годы это было мое единственное воспоминание об этом городе.
А оказалось, что там просто клондайк всяких интересностей: и первый элеватор в России, и первое железнодорожное училище, и елецкие кружева. Здесь была выпущена одна из первых российских почтовых марок, в местной гимназии учились Иван Бунин и Михаил Пришвин.
— Путешествия по России с каждым годом всё популярнее. Города с высокой концентрацией объектов культурного наследия, города с красивыми видами в благоприятном ландшафтном окружении, города с хотя бы одной уникальной особенностью – здесь с туристическим потенциалом все понятно. Что делать малым городам, у которых нет ярких достопримечательностей? Есть мнение, что единственный способ – это поиск самоидентификации, в том числе создание новых достопримечательностей. Фотографы могут в этом помочь?
— Я не совсем понимаю, что значит термин «создание новых достопримечательностей». Знаю много малых городов, в которых кто-то внезапно решил сделать музей пыток или музей тюрем. Мне не кажется это интересным совершенно.
Маяк семи остров, Бретань. Франция
Я за то, чтобы идти от корней. Например, приезжаешь во Францию, и в каждом регионе, даже в маленьких населенных пунктах живут простые люди, которые обязательно покажут тебе тот самый камень в местной каменоломне, из которого построили храм. Или там растет сезонный овощ или фрукт, и под него «заточено» меню в местных ресторанах. А если где-то вышивают какие-то ткани, то их носят. Вот это, мне кажется, важно.
Как искать самоидентификацию в городе, который был построен вокруг какого-нибудь маленького заводика в советское время? Мне сложно ответить на этот вопрос. Потому что, если искать нечего – так бывает, к сожалению, – получается какая-то искусственность.
Если говорить о Ельце, то у города огромный туристический потенциал. Если раньше народ проскакивал его по дороге до Воронежа, то сейчас, с появлением фотофестиваля «Свет и Цвет», я надеюсь, люди станут заезжать и ночевать в Ельце. Они будут стараться так выехать, чтобы приехать в Елец пораньше: посмотреть на реставрацию удивительных старых храмов, погулять по теплым площадям, где видно, как протекала жизнь, увидеть, как Ленин указывает рукой на Церковь Архангела Михаила, отведать местного вкусного.
Площадь Ленина, Елец
Фотофестиваль может помочь Ельцу обрести новое звучание на ниве туристических поездок. Тем более популярность внутреннего туризма растет в России.
— Малые города России — о чем это лично для Вас?
— Прежде всего о людях, которые там живут и определяют облик своего города. Я много где побывал, и ни разу не встречал в провинции человека, который отказался бы рассказать, показать, помочь.
— Где лично Вам хотелось бы побывать в России, что отснять и что сделать с отснятым материалом?
— Я бы хотел побывать на великих русских реках во время ледохода. Это масштаб! У нас страна громадная, колоссальная, и такая мощь в этих речных системах, что даже представить трудно! Будучи несколько лет председателем жюри фотоконкурса Русского географического общества «Самая красивая страна», я порой испытывал горькое чувство зависти: ребята-участники ездят и снимают неимоверные по красоте и эмоциональному накалу вещи, а мы тут сидим и «жюрим». Но надеюсь, я все-таки смогу сфотографировать Енисей, Лену. Что можно будет сделать с этими снимками – пока не знаю. С удовольствием впишусь в какой-нибудь интересный проект, если таковые случатся.
— Вы были председателем жюри фотоконкурса «Самая красивая страна» Русского географического общества. Там есть любопытная номинация – «Живой архив». В ней оцениваются современные фотокомпозиции, повторяющие архивные фотографии. Основная задача – снять место с той же точки, при похожем освещении и в аналогичны обстоятельствах, что и сто лет назад. Звучит очень интересно, а как выходило на практике?
— Не секрет, что многие интересные места по разным причинам просто перестали существовать. История и время бывают беспощадны. Нам очень хотелось узнать, что сохранилось и в каком виде. РГО из своих архивов брали снимки столетней давности, участники конкурса искали эти места, точки съемки, подбирали погоду. Удивительно, но отдельные фотографии совпадали на 100%! Очень часто снимали природные ландшафты – у них все-таки выше уровень сохранности, Москву, сибирские города. Мне запомнился один из снимков на Дальнем Востоке: та же бухта, те же сопки, но склоны сплошь застроены современными зданиями. Прямо наглядное изображение прогресса.
— Итоги фотоконкурса «Свет и Цвет» будут подведены на одноименном фестивале. Почему решили усложнить формат столь сложным в организации мероприятием, а не просто назвать победителей и вручить почетные дипломы?
— Это было бы скучно. Что значит назвать и кому назвать? Фестиваль предполагает мастер-классы, обмен опытом, живое общение людей, влюбленных в фотографию. Для того он и делается, невзирая на хлопоты.
— Что Вы ждёте от участников конкурса «Свет и Цвет»?
— Где есть ожидания – есть разочарования. Перефразируя великого Анри Картье-Брессона: можно идеально выстроить кадр, но по-настоящему хорош он будет, если в него внезапно влетит птица.
Бретань, 2019 г. Франция
Мы осознанно отказались от любых жестких критериев отбора участников конкурса и их работ. Свои фотографии на разные темы могут прислать и дети, и взрослые, и профессионалы, и любители, и россияне, и иностранцы. В отдельную номинацию вынесли изображения, сделанные с помощью нейросети.
Снимать можно и на фотоаппарат, и на смартфон. Если речь не идет о длинной выдержке и съемке отдаленных объектов, смартфон отлично справляется! Я сам когда-то отснял на смартфон свое путешествие на мотоцикле по маршруту Истра – Марракеш. Понимаете, ведь неважно, сделан снимок на смартфон или профессиональный фотоаппарат, мы воспринимаем их абсолютно похожим образом. Наше восприятие так устроено.
Кстати, удивительные фотографии делают дети: у них чудесное чувство ритма, композиции, нет зашоренности, их не учили что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому они снимают как видят и чувствуют, и это дорогого стоит. Я очень приветствую участие детей!
А вот к нейрофотографии я отношусь неоднозначно. Как ни крути, но такие снимки искусственные, если не сказать фальшивые. Однако это часть современного визуального искусства, и игнорировать ее невозможно. Посмотрим, чем порадует нас искусственный интеллект.
Конечно, мне как председателю жюри хотелось бы удивиться! И профессионально, и как любопытному человеку – что еще удивительного есть на просторах России и жизни россиян? Надеюсь, так и будет, и наш конкурс докажет, что фотография – неотъемлемая часть и современного искусства, и повседневной жизни обычных людей.
Фото предоставлены Константином ЛЕЙФЕРОМ и МБУК «Елецкий городской краеведческий музей»