Музей-усадьба «Остафьево»—«Русский Парнас» запускает осенний лекторий, посвященный истории и развитию моды. Лекции будут актуальны для тех, кто хочет пополнить или расширить свои знания о развитии моды с XIX по XXI век.
Мода всегда отражала культуру общества на всём протяжении существования человечества. По ней можно было судить о расцветах и упадках империй, о развитии науки и технологий, о влиянии религии, о морали и нравах в обществе. В лектории музея-усадьбы «Остафьево»—«Русский Парнас» расскажут об истории и происхождении одежды, аксессуаров, обуви, с самых разных и неожиданных сторон. На лекциях можно будет узнать, как не только культура и искусство, но и социальные, экономические и другие факторы повлияли на развитие моды и костюма.
Также поговорим об отдельных предметах гардероба и аксессуарах на примере экспонатов из коллекции Музея. Можно будет узнать их историю и особенности: откуда они пришли, как и почему менялись на протяжении долгих лет, вплоть до наших дней.
В дальнейшем планируется цикл лекций про известных модельеров и бренды.
Расписание лекций на октябрь:
9 октября, 17:30. «Веер: от восточной диковинки до модного аксессуара»
La Japonaise (Camille Monet in Japanese Costume). By Claude Monet (French, 1840–1926). 1876. MFA Boston. (Public domain)
Галантную эпоху невозможно представить без языка веера, на котором договаривались о танцах, назначали свидания или даже признавались в любви.
В XIX веке с открытием Японии и нахлынувшим на Старый свет японизмом и ориентализмом, Европу заполонили японские круглые веера «утива». В их окружении свою жену Камиллу запечатлел даже художник-импрессионист Клод Моне.
До начала XX века этикетом дамам предписывалось появляться на светских мероприятиях с веером, поэтому мастерские по их изготовлению нередко получали звания поставщиков монарших особ. Однако и сегодня, когда такого строго регламента уже нет, некоторые марки, например Duvelleroy, поставлявшие веера императрице Марии Фёдоровне, продолжают свое существование.
На лекции можно будет совершить экскурс в историю этого аксессуара и увидеть, как он менялся под влиянием времени и моды. Поговорим также и о коллекции вееров, связанной с именем графов Шереметевых, последних владельцев музея-усадьбы «Остафьево» — «Русский Парнас».
23 октября, 17:30. «Античный канон и мода»
Carl Spitzweg (1808-1885). Der Antiquar, 1855. (Public domain)
На лекции расскажут об истории появления античного силуэта в женской моде XVIII-XX веков и о тех, кто его создавал.
Революционная Франция конца XVIII века реформировала не только свою политическую систему, но и весь западноевропейский костюм. Женская мода обращается к античным образцам – прямому силуэту с завышенной линией талии, который традиционно именуется «ампирным». Продержавшись около трех десятков лет в костюме Старого и Нового света, ампирный силуэт ушёл, уступив место стилю бидермайер с модой на узкие талии, пышные юбки-колоколы и широкие декольте.
Однако в конце 1900-х годов ампирное платье вернулось в моду, а античность стала активно влиять на костюм – светский и театральный. Это случилось благодаря новым археологическим раскопкам на острове Крит, которые открыли европейцам Кносский дворец и полихромную античность. Костюмы с полихромными мотивами античности стали появляться и в театре.
Лев Бакст создал многоцветную феерию в «Нарциссе», «Елене Спартанской», познакомив европейцев с подлинным эгейским орнаментом. Вместе с домом Paquin он одел «элегантный мир» Парижа в костюмы с античными мотивами, составив конкуренцию другому парижскому «королю моды» Полю Пуаре. В свою очередь Поль Пуаре со второй половины 1900-х создавал для своей жены и музы Денизы туалеты античного силуэта, а в 1910-х устроил «Праздник Бахуса», на котором выступала Айседора Дункан.
30 октября, 17:30. «Мода «больших городов» XIX века: бидермайер, конфекцион и интернациональные стили»
Les Modes: revue mensuelle illustrée des Arts décoratifs appliqués à la femme. 1909. Bibliothèque nationale de France. (Public domain)
На лекции можно будет узнать, как «большие города» повлияли на костюм и создали «свою» моду в понимании более близком нашей современности.
Эпоха просвещения, Великая Французская Революция, активная индустриализация начала XIX века предопределили рождение нового общества – эпохи модерна. Модерна как времени стремительной урбанизации, становления городского сообщества – бюргеров, буржуа или горожан, и появления первых «больших городов».
Стиль бидермайер, который формировался под влиянием «бюргерской среды», пришёл на смену ампиру. Индустриализация в XIX веке подарила обществу такое явление как конфекцион – производство готовой одежды, которую можно примерить и сразу купить, в противовес модным мастерским индивидуального пошива. С расширением транспортного сообщения и международной торговли, стремительно стала развиваться и глобализация, благодаря которой в конце XIX века Европу и Америку захлестнул стиль модерн – первый стиль, именуемый интернациональным.
Лектор: Вера Радвила — научный сотрудник Международной школы дизайна, автор научных публикаций по теории и истории моды. Основатель виртуального музея Н.М. Ламановой — NLamanova.ru.
Изображения – Музей-усадьба «Остафьево»—«Русский Парнас»