Леонид ЖЕЛЕЗНЫЙ: «Самое главное – чувствовать содержание музыки»

595

Леонид Железный – выпускник и аспирант Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс народного артиста России, профессора Александра Винницкого). Лауреат международных конкурсов в Австрии, Швеции, России, Хорватии, Казахстане, Китае, обладатель специального приза XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского (2019). Леонид по праву считается одним из самых ярких и многообещающих скрипачей своего поколения. В феврале 2020 года Леонид Железный стал специальным гостем совместного проекта Hyundai и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского «Музыкальные диалоги в Hyundai MotorStudio». «Музыкальные диалоги …» — это серия из семи открытых встреч молодых звезд классической музыки с юными поклонниками музыкального искусства в возрасте от 12 лет.

– Леонид, добрый день. Начнем с традиционного вопроса. Расскажите, пожалуйста, когда вы стали заниматься музыкой, и почему выбор пал именно на скрипку?

– Заниматься музыкой я начал в пять лет. Мои родители – музыканты: мама – пианистка, папа – джазовый скрипач. Изначально, это было инициативой родителей, они хотели отдать меня именно на скрипку. Мне известны редкие случаи, когда ребенок уже в таком раннем возрасте, как 6-7 лет очень хочет заниматься музыкой и даже играть на каком-то определенном инструменте. Но чаще всего, это, конечно, инициатива родителей

– Может быть, вы помните тот момент, когда поняли, что музыка – ваше призвание?

– Примерно, с первого класса, со мной как-то перманентно жила мысль, что музыка – это моя профессия. У меня не возникало по этому поводу вопросов. Но, ощущение, что музыка живет во мне, пришло не сразу, а только к 6-7 классу школы.

– В 6-7 классе вы поняли, что музыка с вами навсегда. Это ранний выбор профессии.

– К этому моменту я уже сам «загорелся» музыкой.

– Вы – лауреат самых престижных конкурсов по всему миру. Расскажите, как происходит подготовка к конкурсу? Как выбираете программу, которую будете исполнять?

– Подготовка к конкурсу – очень интересный и, главное, полезный процесс. Выбор программы осуществляется вместе с педагогом: речь идет о тех произведениях, среди которых участник, сам может выбрать. Допустим, я могу играть это произведение или другое, тут есть определенная свобода. Но, 50 процентов конкурсной программы – это обязательные произведения, в том числе написанные специально к конкурсу современными композиторами. Сейчас на многих конкурсах произведения высылаются за месяц, то есть свеженаписанные специально для конкурса.

– Специально под конкурс пишут произведения и есть один месяц, чтобы его выучить и исполнить. Все верно?

– Да, но все в равных условиях, поэтому это своеобразная проверка на прочность, устойчивость и способность быстро выучивать программы.

– Касательно самого выступления. Расскажите, пожалуйста, как вы справляетесь с волнением? Новая программа, вы ее исполняете первый раз… Может быть есть какие-то специальные техники?

– Я много об этом слышал, но, мне кажется, что изучение техник может лишь усугубить проблему. Если музыкант знает, что у него есть проблема с волнением на сцене и начинает эту проблему глубоко анализировать, можно лишь усугубить ситуацию. Но, это лишь мое мнение. Самый эффективный способ – изменить отношение к своему состоянию. Когда происходит волнение на сцене, музыкант не должен себя за него ругать, не должен переживать что-то происходит не так, нужно сказать себе: да, я волнуюсь и это нормально. Тут же волнение уходит. Не всегда, но может и такое произойти. Это эффект обмана. Обмануть себя – значит обмануть свое состояние.

– Расскажите, немного про ваш инструмент, про скрипку. Выступаете ли вы с ней на конкурсах или вам дают какую-то специальную другую скрипку?

– Я играю на скрипке современного американского мастера. Скрипка сделана в 2005 году. Человек, который ее продавал, привез сразу несколько инструментов моему профессору Александру Винницкому и по мнению профессора, эта была самой лучшей. Именно он и посоветовал ее приобрести. Но, на конкурсе Чайковского я играл на скрипке Антонио Страдивари, ее предоставили из коллекции уникальных инструментов России.

– Скрипку на конкурс Чайковского вам дали непосредственно на выступление или на подготовку тоже? Ведь это важно, на какой скрипке разучивается произведение.

– Это очень важно. Потому что каждый инструмент, как живой человек. Это действительно живой организм. Особенно такие старинные скрипки как Страдивари, которые сделаны очень давно. На них играли совершенно разные музыканты, среди которых много великих исполнителей. Скрипка – это тот инструмент, который все впитывает в себя и очень по-разному себя ведет с каждым владельцем. Поэтому важно привыкнуть к инструменту, и необходимо разыгрывать на ней программу, репетировать. Но, к сожалению, на длительный срок скрипку взять не получилось, и у меня был всего месяц или полтора.

– Хотелось бы немного поговорить за пределами классической музыки. Есть ли какие-то направления или исполнители, которые вам нравятся?

– Да, есть. Я с удовольствие слушаю рок-музыку.

– Что-то конкретное?

– Всего понемногу: Uriah Heep, Led Zeppelin, Sting, Metallica, Ozzy Osbourne – кстати говоря, у него совсем недавно вышел новый альбом.

– А что помимо музыки вас увлекает?

– Наверное, все, что связано с живым общением. С интересными творческими людьми.

– А вы сами пишите музыку?

– Я пробовал писать музыку, но понял, что это не мое. Поэтому, я лишь исполняю ее.

– Вы же еще преподаете в Московской консерватории. (Как вам удается совмещать и преподавание, обучение молодых исполнителей, и вашу насыщенную гастрольную деятельность, участие в международных конкурсах.

– Действительно, я с этого года начал преподавать. И хочу сказать, что от занятий со студентами я сам приобретаю что-то для себя в том числе. Просто, когда ты преподаешь, это происходит не только в отношении педагог-ученик, здесь важно понимать, что педагог сам учится всю жизнь. Очень много интересных и полезных вещей я для себя открыл и открываю дальше. Это постоянный процесс. Конечно, при полном концертном графике я не успеваю заниматься регулярно. Но, я получаю искреннее удовольствие от занятий со своими учениками.

– Расскажите, пожалуйста, про свои планы на 2020 год по концертной деятельности. В каких конкурсах планируете принять участие?

– Дело в том, что планируются пока какие-то концерты. Именно плановые, уже подтвержденные.

– Какой бы совет вы могли дать начинающим музыкантам?

– Самое главное – это видеть смысл в сочинениях, которые исполняет молодой музыкант, и чувствовать содержание музыки. Конечно, особенно в детстве, он должен развивать свою технику, потому что сразу ни у кого ничего не получается. Это нормально. Но, ни в коем случае не ставить это выше музыкальных задач. Необходимо слушать совершенно разную музыку, посещать оперный театр и образовываться именно в этом отношении. Потому что довольно часто мы можем встретить очень хорошего молодого музыканта, который еще и является учеником, он может здорово играть, очень быстро, но в исполнении ощущается некая сухость что-ли… Поэтому я и говорю, что прежде всего надо исходить из музыкальных задач.

– А как научиться чувствовать музыку? Простым обывателям, если можно так сказать.

– Это хороший вопрос. Когда я был ребенком и учился в Гнесинской школе, у нас был предмет «слушание музыки». Потом он уже назывался «музыкальная литература» – это начальный курс. Если я не ошибаюсь, он для детей до 5-го класса. И чтобы нам было интересно, педагог говорил нам приходить на уроки с карандашами и фломастерами – мы слушали музыку, рисовали то, что у нас с ней ассоциируется. Потом мы стали замечать очень интересную картину: в одном классе все слушали одну и ту же музыку, а картины были у всех разные. Это развивает образное мышление.

– У вас был прекрасный преподаватель.

Для справки:

Культурные инициативы Hyundai охватывают самые разнообразные направления – от сотрудничества с художниками современного искусства до популяризации классической музыки.

Уже около 10 лет, Hyundai сотрудничает с Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Среди совместных проектов особенно стоит отметить – завершившуюся стипендиальную программу Hyundai, направленную на поддержку молодых талантливых музыкантов, образовательный цикл для детей «Большая музыка для маленьких» и проект для подростков – «Музыкальные диалоги в Hyundai Motor Studio».

«Большая музыка для маленьких» – совместный проект Hyundai и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, запущенный в 2015 году. Его целью является популяризация классической музыки среди подрастающего поколения в форме бесплатных интерактивных лекций. Специфика проекта заключается в гармоничном сочетании веселых историй, театрального действа, мультфильмов и яркого исполнения музыкальных фрагментов студентами и аспирантами Московской консерватории.

В 2019 году Hyundai и Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского запустили новый проект для подростков – «Музыкальные диалоги в Hyundai MotorStudio». Это серия встреч молодых звезд классической музыки с юными поклонниками музыкального искусства в возрасте от 12 лет. Всего в рамках проекта запланировано семь открытых интервью с музыкантами, выпускниками Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, продолжающими образование в ведущих учебных заведениях мира, сотрудничающими с крупнейшими музыкальными коллективами и гастролирующими по миру. Героями проекта уже были виолончелист Василий Степанов, пианист Арсений Тарасевич-Николаев и скрипач Леонид Железный.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.