Совсем недавно в издательстве Metamorphoses вышла книга М. Дворжака «История искусства как история духа», которая признана классикой искусствоведческой литературы.
Макс Дворжак (1874 — 1921) известен как историк искусства, знаток развития творческой мысли Средневековья, эпохи Возрождения и барокко; его научные труды актуальны до сих пор. Этот сборник научных материалов сложился на основе записей лекций и бесед профессора благодаря усилиям учеников Макса Дворжака. В каждой части книги ученый рассматривает крупные фрагменты истории христианского искусства в переломные моменты, которые характеризовались исканиями новых образов и попытками объяснить божественное влияние на человека через творчество.
Придя с Востока, христианство распространилось в низших сословиях Рима, а потом буквально затопило империю. Живопись катакомб, открывающая повествование, мало известна, особенно если сравнивать ее с работами художников Ренессанса. Его он назвал «переосмыслением всех прежних художественных ценностей», ведь вдохновляла его совершенно новое учение.
Удивительно, но именно Средневековье Дворжак характеризует как интереснейшую эпоху, сформировавшую все направления христианского искусства, а не как упадок по сравнению с работами древних мастеров. Макс Дворжак поднимает множество вопросов, которые влияли на становление канонов искусства и понимания красоты. Чем восприятие человека Средневековья отличается от современного? Почему на обломках античности возникло новое понимание – чувств, природы, человеческих взаимоотношений? Как в Средние века изображались взаимосвязи божественного и земного, красота человека и высота его духа?
Другие части книги посвящены нидерландской живописи, работам А. Дюрера, П. Брейгеля Старшего и Эль Греко. Идеал и философия каждой эпохи рассматриваются автором как движущая сила творческого начала.
Труды М.Дворжака изданы на прекрасной бумаге. Важно и то, что каждая отсылка к определенному произведению искусства обязательно проиллюстрирована. Так проще понять, о чем рассуждает автор, к тому же – при желании нужную картину или скульптуру можно найти в интернете или в музее, где она хранится, и рассмотреть подробнее.
В томе почти пятьсот страниц, и он создает приятное впечатление великолепно написанной и прекрасно изданной книги. Именно поэтому «История искусства как история духа» может быть полезна не только узким специалистам в области искусствоведения или культурологии, но и всем, кто интересуется развитием искусства и его историей.
Олеся ЯЖУК