13 октября 2021 в Институте кино и телевидения (ГИТР) в рамках Международного открытого молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Телемания» прошла четвёртая «Индустриальная среда». Прямые эфиры поддержали социальная сеть ВКонтакте и Mail.ru, а также портал для молодых кинематографистов Moviestart.
Мастер-класс Давида Шнейдерова, режиссёра, теле- и радиоведущего, киножурналиста
«Моя задача как киножурналиста: рассказать зрителю о кино так, чтобы они пошли его посмотреть, чтобы они оторвали задницу от дивана, пришли в кассу кинотеатра, заплатили деньги… Они составят своё мнение. Не мнение, основанное на мнении известных кинокритиков, BadComedian … Моя задача – рассказать интересно», — начал спикер. Также он привёл в пример историю Квентина Тарантино: «За 3 года работы в видеопрокате он посмотрел 9 000 фильмов. Он нигде не учился. Он великий режиссёр». Давид также акцентировал внимание на необходимости киножурналиста уметь говорить и много читать.
Спикер продолжил: «Всё вкусовщина, нет объективных критериев в искусстве. Простите, вам нравится селёдка, а мне торт безе».
Ведущие затронули тему определённости в профессии гостя: «Я – киножурналист. Послушайте, я не могу себе позволить в эфире назвать тот или иной фильм плохим. Потому что у каждого фильма есть как минимум 5 человек, которые считают его гениальным. Если я скажу, что фильм плохой, я как минимум 5-ти людям скажу: «Ребята, вы дебилы». Разве я имею на это право? Пусть это плохое кино, но они считают, что оно гениально. Зачем я буду обижать людей? Поэтому я не критик».
«Делайте свою работу хорошо, надо быть профессионалом. Сейчас эпоха дилетантов… Мне очень трудно ругать кумиров молодёжи. Поскольку мне более 5000 лет, мне сложно говорить о тех людях, от которых вы испытываете состояние физиологического оргазма», — продолжил Давид Шнейдеров.
Разговор также коснулся темы отечественного кинопроката: «Русское коммерческое кино – это абсолютно бездарная и тупая профанация, компиляция американских фильмов. Только американские фильмы делают с бюджетом $200 000 000, а у нас 800 000 000 рублей, и это отвратительное кино, полное вранья». Спикер добавил, что «вообще кино состоит из трёх вещей, две из которых есть в России, а третей — почти нет». «У нас есть коммерческое и авторское кино, кино для подготовленной аудитории. А вот третья часть, которой в стране нет, это мейнстрим, кино, сделанное для людей, для зрителей, в которое не вложено много денег, которое просто себя окупает и не претендует на Венецию, Канны, Берлин. Есть примеры таких фильмов, которые провалились из-за плохого пиара: «Аритмия» Бориса Хлебникова, «Ван Гоги» Сергея Ливнева, «Зелёная Карета» Олега Асадулина».
Под конец разговора ведущие затронули тему возможностей для самореализации. Давид Шнейдеров убеждён, что в России возможностей больше, чем в любой другой стране мира.
Паблик-ток «Научно-популярное кино сегодня»
Спикеры:
- Юлия Киселева, режиссёр;
- Елена Демидова, режиссёр;
- Ирина Белых, продюсер, программный директор документальной программы Московского Международного кинофестиваля, сооснователь и программный директор Фестиваля актуального научного кино (ФАНК).
«То, что научно-популярное кино не популярно — это миф из прошлого», — начала Юлия Киселёва. «Кино развивалось по законам телевидения, так что в Штатах и Британии это была индустрия, а у нас это авторы: Семён Райтбурт, Владимир Кобрин. Это было кино, которое показывали на международных фестивалях», — дополнила Ирина Белых. Елена Демидова продолжила: «Я думаю, что этот миф [о непопулярности научпопа] сложился в головах у тех, кто его не смотрит».
Юлия Киселёва акцентировала внимание на том, что «научно-популярное кино — это просвещение, это не коммерция. Даже если мы выходим в прокат, мы тратим больше, чем зарабатываем, и это тоже спонсируется за счёт чего-то. То есть это целиком просветительский проект: доносим до людей знания и как-то их развлекаем, иначе скучную лекцию никто смотреть не будет. Так вот, не смотря на то, что кино авторское, я никого туда не допускаю, и только я за него отвечаю, естественно, я собираю фокус-группы».
Разговор также зашёл на тему субъективности в научно-популярном кино. Как сказала Елена Демидова, «два режиссёра сделают одну и ту же тему по-разному; уникальность будет в том, как мы смотрим, что мы выбираем для того, чтобы рассказать, как мы думаем». Также режиссёр добавила, что особенность научно-популярного кино состоит в том, что «ты на входе не знаешь всех ответов, тебе самому интересно провести это исследование, чтобы зритель прошел с тобой этот исследовательский путь».
Юлия Киселёва призналась: «Я на примере своих фильмов заметила, что иногда что-то делаю, а зритель не понимает. А я не понимаю, что он не понимает, потому что для меня это очевидные вещи! Если бы профильное образование какое-то было, совсем невозможно было бы смотреть, а так я могу прийти и сказать: «Расскажите мне».
О феномене раскрученности некоторых авторов, популяризирующих науку (Юрий Дудь, Ян Топлес) Ирина Белых отозвалась так: «Мне кажется, что волна популяризации науки началась в последние 10 лет. За это время много что произошло: блогерское движение появилось». Елена Демидова дополнила: «Когда это такой же человек, как и вы, который узнаёт что-то в процессе, мы видим, как он думает, это располагает». Юлия подчеркнула, что “многие смотрят блоги в дороге, на беговой дорожке; кино можно только смотреть, изображение в нём первично».
Международный открытый молодежный фестиваль телевизионных программ и фильмов «Телемания» учрежден Институтом кино и телевидения (ГИТР) в 2003 году, проводится при патронаже Международной академии телевидения и радио (IATR). В 2021 году фестиваль получил грантовую поддержку Федерального агентства по делам молодежи.