Знаменитая рок-опера Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» в Калининграде обрела новое прочтение.
Калиниградский областной музыкальный театр не в первый раз наведывается на фестиваль «Видеть музыку». В 2019-м он дебютировал здесь (да и вообще в Москве – это было первое явление в столице самого западного музыкального театра России) оперой «Иоланта», год спустя привез на фестиваль два мюзикла – «Алые паруса» Дунаевского и «Виват, Мюнхгаузен!» Шашина. И если серьезный жанр пока не очень дался театру (впрочем, тут скорее вина не его, а помощников из «Геликона» — спектакль был копродукцией со столичной институцией, проявившей себя в этом проекте неоднозначно), то два мюзикла – большого формата и камерный – были сыграны с драйвом и в целом порадовали.
На VI-й «Видеть музыку», традиционно проводящийся Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке Минкульта и Фонда президентских грантов, калининградцы привезли сочинение нового жанра – такого, в каком они еще Москве не показывались. Рок-опера «Хоакин» — это новая (уже 2000-х годов) версия знаменитой музыкальной драмы Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», в конце 1970-х будоражившей умы и пользовавшейся бешеной популярностью. Спустя годы композитор ее переделал – новое либретто написал Юлий Ким, оно возвращает действие об американском Робин Гуде в Мексику, то есть делает сильно ближе к историческому прототипу знаменитого защитника свободы и справедливости. Первоначальное либретто Павла Грушко брало за основу версию великого чилийского писателя Пабло Неруды, волею которого Мурьета стал его соотечественником. Впрочем, вся прочая фабула осталась в общем-то без изменений – действие разворачивается в Калифорнии, живописует тамошние дикие нравы и конфликт между пришлыми старателями и местной братвой, в центре – фигура отважного Хоакина, трагически теряющего жену и ступившего на путь мести и разбоя, который одновременно – и путь торжества справедливости и свободы.
Калининградцы дают сочинение аутентично, строго следуя стилистике рок-оперы: пение мюзиклового типа еще больше приближено к грубому народному прототипу площадного театра, инструментальная основа музицирования – звучание рок-группы в составе Александра Забоева (барабаны), Дарьи Дамаевой (бас-гитара), Евгения Ацапкина (ритм-гитара), Дениса Ризоватова (соло-гитара) и Глеба Душкина (клавиши). Претензий к последним быть не может – всё сделано честно, на максимуме выразительности, очень достоверно по эмоциональному посылу и эстетически корректно. Однако гармонии не получилось: инструментальное начало вчистую забило вокал, баланс был столь некачественно выстроен, что певцов было слышно очень плохо, а слов невозможно было разобрать практически нигде. Что для рок-оперы, которая все же не классическая опера, а в большей степени прежде всего театр, воспринималось почти как катастрофа.
Ситуация откровенно разочаровывающая, поскольку в труппе, судя по всему, актеры и голосистые, и харизматичные. Лишь в паре лирических эпизодов удалось расслышать приятное сопрано Юлии Ткачевой (Россита), достоинства других голосов оказались по большей части заретушированы. Тем не менее, актерский сильный ансамбль, прежде всего мужской, сумел проявить себя и в этих непростых условиях – ярко, с самоотдачей творили на сцене столичного «Меридиана» Андрей Круглов (Хоакин), Михаил Петров (Хесус), Илья Рихтер (Мануэль), Николай Перлухин (Билли Лонг), Роберт Левен (Капитан) и др.
Спектакль Валерия Лысенко – очень жесткий, брутальный, но абсолютно «правильный» — он полностью отвечает роковой эстетике, он конгруэнтен тому звуковому миру, что задумал для прорисовки кровавого противостояния Рыбников. В нем есть нерв, напряжение, динамика – а это для верного представления жанра – самое главное. Темная, затянутая в черное, по большей части пустая сцена, деревянные грубые многофункциональные конструкции декораций – сценография проста, скупа и очень искренняя в передаче духа, места и интонации. Мизансцены выстроены динамично, прекрасно решены задачи массовки, выразительны танцы Оксаны Холевой. Наиболее тяжелая, сложная сцена – изнасилования и убийства Росситы – решена умеренно, без излишнего натурализма, а потому особенно задевает за живое. Трагический финал пронзителен, решен просто, но выпукло. Не переборщили и с эротизмом – музыка обнаженных мужских торсов и змеевидных сексапильных па женских фигур нигде не звучит с перебором, нигде не переступает границу хорошего вкуса, нигде не опускается до пошлости – что в современном театре, стремящемся по большей части дешево эпатировать, дорогого стоит. Динамичное действо (спектакль идет без антракта около полутора часов) проносится на одном дыхании, держа в напряжении публику от первой до последней ноты: судьба и личность Хоакина Мурьеты запомнится причастным надолго.
Александр МАТУСЕВИЧ