С 15 по 24 августа в московском киноцентре «Октябрь» при поддержке проекта КАРО.Арт в восьмой раз пройдёт «Докер» — Международный фестиваль, показывающий самые выдающиеся, актуальные и заметные образцы авторского документального кинематографа. Зрители смогут увидеть и обсудить вместе с авторами, психологами и журналистами 65 новых фильмов из 25 стран мира, большинство из которых будут показаны в нашей стране впервые. Фильмы этого года — призеры и участники престижных киносмотров 2021 и 2022 годов, среди которых: Берлинский Кинофестиваль, IDFA в Амстердаме, Hot Docs в Торонто, Visions du réel в Нионе, CPH:DOX в Копенгагене и многие другие.
Сразу после закрытия фестиваля в киноцентре «Октябрь» и определения победителей, с 25 по 28 августа в кинотеатрах Москино пройдут показы лучших фильмов.
Кроме того, показы фильмов «Докера 2022» пройдут в Санкт-Петербурге с 23 по 25 сентября (Киноцентр «Дом кино») и Ярославле с 10 по 12 октября (Киномакс «Аура»).
Фестиваль «Докер» состоит из двух основных конкурсных программ — полный и короткий метр, — по итогам которых Международное жюри и зрители вручат призы в 8 номинациях. Параллельно пройдут показы специальных секций: «Let IT Dok!» — единственной в мире конкурсной кинопрограммы об IT-технологиях, «DOKer Kids» — секция неигровых фильмов для детей и семейного просмотра и программа о ментальном здоровье «Док Терапия», все показы которой пройдут с последующим разбором с психологами и психотерапевтами. Зародившаяся в прошлом году программа «Новая школа» представит студенческие работы из новых перспективных мастерских. Подростки из лаборатории документального кино «Зеркало будущего» под руководством Татьяны Соболевой, студенты мастерской Дмитрия Кубасова и Елены Хоревой из Московской Школы Нового кино и участники мастерской Юлии Мироновой и Светланы Печеных из Киношколы Лендок раздвигают горизонты документального кино, прокладывая новые тропы и открывая свой авторский стиль. Нововведением фестиваля этого года стала программа отечественного кино «Док Станция», которая представит 9 неординарных историй, снятых в самых разных регионах страны.
По словам организаторов фестиваля, в 2022 году кинематографисты всего мира продолжают следовать за сложными, пассионарными, ищущими героями. Однако, бросается в глаза всеобщая разобщенность. Раскиданные по миру люди, семьи, сообщества, деревни, погруженные в непростые жизненные коллизии, борются с обстоятельствами в одиночку, — у каждого своя собственная вселенная, познать которую помогают только документалисты.
Откроется фестиваль в Москве 15 августа премьерой неожиданного исторического эпоса «Красная Африка» — о парадоксальной тридцатилетней дружбе между черным континентом и СССР. Пронзительное погружение в прошлое, без нотаций и закадровых комментариев, состоящее из уникальных, редких, бережно найденных кадров кинохроники. Автор фильма — кинодокументалист, историк кино и художник Александр Марков, фильмы и видеоинсталляции которого демонстрировались и получали призы на крупных кинофестивалях и выставках современного искусства. Мировая премьера «Красной Африки» прошла в апреле этого года на престижном фестивале документального кино «Visions du Réel» в Швейцарии. Также фильм успел побывать на фестивалях в Португалии и Сенегале. На «Докере» состоится Российская премьера ленты, после показа — обсуждение с авторами. Картина также является участником основного конкурса.
Всего в программе основного конкурса этого года — 10 сильнейших историй из Австрии, Великобритании, Италии, Китая, Мексики, Нидерландов, Перу, Португалии, России и Франции, которые будут показаны в России впервые.
Среди хедлайнеров основного конкурса — мировая премьера российской картины «Живой», герой которой при помощи скульптур воскрешает память о погибших солдатах Второй мировой войны. «Нет пути домой» — пронзительная история об отце и дочери и о том, через что приходится пройти иммигрантам и их детям. Китайская кинолента «Мистер Тан» позволит взглянуть на реновацию старых китайских городов глазами их обитателей, а итальянская картина «Дети спящего великана» расскажет о жизни в крошечном вымирающем городке, затерянном в сердце Италии. Конфликт между жаждой свободы и созависимостью разгорится в душе 23-летней француженки по имени Чайла, героини одноименного фильма. Ей предстоит вырваться из-под контроля партнера-тирана и отстоять право сохранить опеку над собственными детьми. А героине «Путешествия Пати», молодой женщине из народа Уичоли, предстоит другая борьба — за то, чтобы у женщин из её общины было то, чего не хватало самой Пати: безопасность, поддержка и возможности для самореализации.
Во второй по значимости конкурсной программе фестиваля — конкурсе коротких метров — можно будет увидеть 15 лаконичных и выразительных работ. О чем молчат величественные ландшафты Сахары? Как продолжать радоваться жизни, когда рядом нет того, кто был душой любого праздника? Где проходит граница между домашним и диким, знакомым и неизведанным? На эти и многие другие замысловатые вопросы ответят авторы ёмких историй из разных стран. Россию в конкурсе представляют сразу три фильма: «Сон №9-2380 (ИК-6)» Лидии Риккер, «Инверсия» Михаила Железникова и «Дневник наблюдений за природой и трудовой деятельностью человека» Тимофея Зуброва-Андреева.
Всех, кто интересуется информационными технологиями, порадует конкурсная программа неигровых фильмов «Let IT Dok!», созданная совместно с компанией ЛАНИТ. Документалисты продолжают наблюдать, как меняется мир вокруг, и улавливать акценты в переменах, чтобы понять как к ним адаптироваться в будущем.
В IT-программе 2022: три бойкие российские работы о видеоиграх как креативном пространстве («Игровая независимость»), неизбежном цифровом будущем музыки («Горящие музыкой») и кино («Синематрица»); завораживающее и пугающее эссе о векторах развития био- и роботехники «AI: Искусственное бессмертие»; футуристический диджитал-артхаус о новой «норме» пандемии и самоизоляции («Портреты будущего»); док-размышление об интеграции технологий в жизнь современного человека («Будущее за нами?») и зажигательный Болливудский док об индийском парне, мечтающем стать звездой ТикТока («15 секунд жизни»).
В секции о ментальном здоровье «Док Терапия» будут продемонстрированы 6 работ, которые пройдут с последующим разбором с профессиональными психологами и психотерапевтами. Главная цель данной программы — через документальное кино и реальные истории героев привлечь внимание зрителя к ментальным проблемам человека, причинам их возникновения и помочь найти пути их лечения. Кураторы программы предлагают обратить внимание на хрупкость нашей психики и призывают заботиться о ней также тщательно, как мы заботимся о своем теле.
Шесть картин из секции «Док Терапия» позволят нам глубоко порассуждать на тему душевного здоровья. Отношения детей и родителей вновь выйдут на первый план, а герои фильмов поделятся своим эмоциональным опытом в решении ментальных проблем. Кинолента «Появление» расскажет об участниках арт-терапии и о том, как отношения с искусством трансформируют их жизни. Герой российской картины «Когда цветет черемуха» попытается достичь взаимопонимания с родными и разобраться в причинах своей депрессии. «У ног моей матери» отправит зрителей в эмоциональное путешествие расстановочной терапии, а «Это не я» расскажет о противоречивых взглядах и воспоминаниях сына и матери о родительстве. В центре внимания австрийского фильма «Анамнез» – марионетка, играющая роль безжалостного убийцы. Нидерландская лента «Джейсон» – завершающая часть трилогии, посвященной подросткам, оказавшимся под опекой государства, – болезненно честная история молодого человека, пытающегося преодолеть травмы прошлого, помогая другим.
Самые юные зрители вместе со своими родителями смогут насладиться фильмами из секции «Doker Kids», в рамках которой будет показано умное, меткое и своенравное документальное кино для всей семьи. В программе для самых маленьких – коллекция трогательных историй о животных, рассказанных иранским мастером документальной анималистики. «История Фики и Фидана» (6+) поведает о непростых отношениях котиков, улитки из «Медленно, но верно» (6+) отправятся в большое путешествие, а «Охотник» (6+) расскажет о любви двух ящерок и о том, на что они готовы ради семьи. Зрителей постарше наверняка заинтересуют «Удар жизни» (12+), в котором подростки Каракаса познают премудрости жизни и бокса, и «Пастушка» (12+), главная героиня которой учится сочувствию, помогая отцу на ферме.
Второй год подряд Фестиваль представляет программу «Новая школа», идея которой — выявление новых тенденций и веяний в кинообразовательной среде, поддержка молодых и перспективных мастерских документального кино. В этом году в программе представлены работы студентов Лендок школы, Московской школы нового кино и Лаборатории документального кино для подростков «Зеркало будущего».
Новая программа 2022 года – «Док Станция» – познакомит зрителей с отечественными документальными кинолентами. Богатый визуальный ряд и завораживающий саундтрек «Веры» приглашают зрителей в путешествие по духовному миру южной Сибири. В лирической музыкальной драме «Невидимое» переплетаются страхи и мечты студентов консерватории. Герои «Родины» отправляются в Киргизию в погоне за тенями прошлого, а герой «30 000 ударов» взбирается на Эльбрус, преследуя давнюю мечту.
Закроется фестиваль 24 августа масштабной и завораживающей иранской картиной «Город говорящих ветров». В центре внимания – живой и дышащий древнейший город, хранящий в себе наследие ушедших времен. Голоса стихий поведают зрителям о прошлом и настоящем, о культурах и религиях, существующих здесь бок о бок, и о нависшей над городом угрозе. Режиссер фильма Алиреза Деган – член Иранской гильдии Документалистов, призер и участник мировых кинофестивалей.
Параллельно с кинопоказами, в рамках фестиваля пройдут профессиональные дискуссии о неигровом кино: мастерство операторов-документалистов и их место в современной киноиндустрии, ошибки системы обучения и нехватка талантов, будущее авторского дока и вызовы, которые стоят перед режиссерами и продюсерами, – эти и другие волнующие темы будут подняты во время открытых встреч и круглых столов.
Подробная информация представлена на сайте фестиваля midff.ru .