На Московском урбанистическом форуме представили результаты исследования «Наследие в большом городе: сравнительный анализ деятельности в сфере охраны культурно-исторического наследия пяти европейских столиц за последние пять лет». Анализ провела международная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC).
«Эксперты впервые столь подробно сравнили основные параметры, касающиеся охраны исторических зданий в ведущих мегаполисах Европы. Оценивались показатели Москвы, Лондона, Парижа, Берлина и Рима за пятилетний период. Как видно из исследования, Москва занимает лидирующие позиции по всем основным пунктам, включая объем городских инвестиций, контроль сохранности памятников, общее число и ежегодный прирост объектов культурного наследия», – сообщила заместитель Мэра Москвы Наталья Сергунина.
Выбор европейских городов для анализа обусловлен общим для них статусом столицы государства, высокой концентрацией объектов культурного наследия (ОКН) и ролью в экономическом и социальном развитии своих стран.
Согласно исследованию, Москва – лидер по объему государственных ассигнований на сохранение культурного наследия за рассматриваемый период: за пять лет, с 2015 по 2019 год, из бюджета было выделено свыше 1,4 миллиарда евро. Это в 2,5 раза больше, чем у занявшего второе место Парижа (581,8 миллиона евро), и в 6,5 раза больше, чем у Рима (211,5 миллиона евро), который расположился на третьей строчке.
В Лондоне сейчас 19,6 тысячи ОКН, в Москве – около 8,3 тысячи (включая выявленные объекты культурного наследия), а в Берлине – 8,2 тысячи. Причем Москва демонстрирует наибольший прирост количества ОКН: за пять лет в реестр включено 504 новых объекта. Лондон находится на втором месте по числу новых объектов – 358, Берлин – на третьем (102).
Также эксперты отметили развитие в Москве цифровых платформ и приложений, направленных на привлечение горожан к вопросу сохранения ОКН.
Во всех городах, кроме Берлина, охрана объектов закреплена на национальном уровне, в Москве дополнительно предусмотрен региональный уровень охраны исторических памятников. В Берлине все полномочия по выявлению и охране объектов культурного наследия законодательно делегированы на уровень региона – федеральным землям.
Москву, Лондон и Париж специалисты выделили за проактивный подход к охране объектов культурного наследия. В Риме мониторинг осуществляется с помощью камер видеонаблюдения, а в Берлине проверки обычно проводятся по заявлениям горожан. На регулярной основе очный мониторинг ведется лишь в Москве, в других сравниваемых городах такой практики нет.
Только в Москве и Риме есть промежуточный охранный статус – он присваивается до завершения процедуры признания архитектурным памятником. В российской столице насчитывается более двух тысяч таких объектов, их называют выявленными объектами культурного наследия. Реестр ОКН Москвы – единый для всех уровней и видов наследия, характеризуется высоким уровнем точности и полноты данных, а также доступен в цифровом виде.
В Париже, Лондоне и Берлине большая часть объектов культурного наследия (до 90%) находится в частной собственности. В Риме более половины из них принадлежит государству, церкви или некоммерческим организациям. В Москве преобладает государственная собственность (65%).
Столица России занимает второе место после Рима по числу памятников археологии и лидирует по количеству исторических усадебных комплексов, фортификационных сооружений и охраняемых парков. Кроме того, Москва отличается самой высокой долей малоэтажных зданий (до трех этажей) в перечне ОКН.
«Повышение значимости объектов культурного наследия сопровождается ростом усилий по их защите и сохранению. Однако вместе с расширением понятия культурного наследия перед городскими властями встают вопросы не только сохранения, но и полноценной интеграции таких объектов в процесс городского развития. Несмотря на то что устройство системы защиты и сохранения наследия на уровне отдельных стран хорошо изучено, в публичном поле сравнительно мало комплексных работ, посвященных сравнительным исследованиям систем охраны наследия – как на городском, так и на национальном уровне. Мы надеемся, что данное исследование станет отправной точкой для более детального изучения практик сохранения наследия и обмена идеями между городами», – отметил партнёр, руководитель практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору PwC в России Михаил Магрилов.