Музеи в сетях: на «Музейном гиде» поговорили о лидерстве и коммуникациях

247

Завершающий день форума «Музейный гид» был посвящен двум темам: лидерстве в музейной сфере и музеям в социальных сетях. Как и зачем музейное сообщество формирует лидеров, какие личностные и профессиональные качества им необходимы, как подружить инновации и традиции, и должен ли директор музея вести профильные страницы в Фейсбуке и Инстаграмме? На эти вопросы пытались ответить участники дискуссий.

Лидер в любой области, а в культуре особенно, в первую очередь должен любить дело, которым занимается, уверена директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. Лидерство, по ее мнению, должно быть распределенным: нужно подбирать команду так, чтобы каждый был лидером, способным принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Еще одно важно качество – умение быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и справляться с большим количеством разнообразной информации.

Музеи бывают разные (большие и маленькие, столичные и региональные, государственные и частные), и музейное лидерство – это не одна общая модель, а множество разных вариантов, считает директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин. По его словам, в 90% учреждений культуры за пределами Москвы и Санкт-Петербурга лидерство – это, по сути, кризис-менеджмент, и главные качества лидера – готовность к риску, сложностям, умение вести за собой людей в любых условиях.

Настоящий лидер – не тот, кто всегда идет напролом, а тот, кто умеет искать обходные пути в пределах допустимого морально-этическими нормами, добавила директор музея Мирового океана Светлана Сивкова. Кроме того, этот человек должен обладать терпением и способностью доносить до людей свою точку зрения, а также хорошей интуицией.

Безусловно, лидерские качества даются от природы, но их в определенной степени можно развить, полагают эксперты. Лидер должен одновременно обладать готовностью отстаивать свое мнение и изменять его, когда это оправданно: умение сомневаться и прислушиваться к другим дает более широкий спектр критериев для принятия решения. Другое качество лидера – гибкость мышления и готовность к экспериментам в рамках тех требований, которые диктуют соображения безопасности и сохранности коллекций.

Как выяснилось в ходе дискуссии, современные музейные лидеры сталкиваются с большим количеством вызовов. Музеи занимают в культуре нишу, где меньше всего зрелищности, шоу, зато высокая интеллектуальная нагрузка, поэтому им труднее привлекать посетителей. При этом существует госзаказ, внутри которого особое место занимают требования по посещаемости, и не учитываются естественные ограничения по количеству гостей.

Еще один гигантский вызов – тотальная виртуализация. Зачем идти в музей, если все можно посмотреть в интернете? Донести мысль о том, что главное в музее – предмет, а цифровые технологии только помогают его раскрыть, это тоже одна из основных задач современного музейного лидера. Как ни парадоксально, для решения этой задачи используется, в том числе, сам интернет – прежде всего, социальные сети. Российские музеи только начинают осваивать этот инструмент, но уже есть успешные кейсы. Своим опытом поделились заведующая отделом развития петрозаводского Музея изобразительных искусств Наталья Козловская, заместитель директора по основной деятельности музея-усадьбы П.И. Чайковского (Воткинс, Удмуртия) Юлия Конарева и автор волгоградского проекта «Вы не видели Лосева?» Дмитрий Грушевский.

Об основных принципах освоения цифрового пространства рассказала руководитель отдела маркетинга Московской высшей школы социальных и экономических наук Ольга Лукинова. Следует избегать увлечения репостами, уважать личное цифровое пространство других людей, и не надо пытаться «везде успеть», заводя профили во всех сетях сразу: лучше одна хорошая живая страница. Также важно помнить, что даже информация на личной странице сотрудника музея воспринимается как официальная позиция организации и влияет на ее репутацию.

Если «голосом музея» выступает один человек в персональном блоге, он все-таки развивает свой аккаунт, а не музейный, и это создает определенный риск, отметили участники дискуссии: уйдет человек и музей «замолчит». Поэтому по возможности надо вести отдельную страницу, не привязанную к конкретному лицу, и стремиться создавать распределенную сеть лидеров мнений. При этом эффективное продвижение в социальных сетях возможно лишь в том случае, если такая потребность идет изнутри, попытки навязать подобную задачу обречены на провал.

Днем были подведены итоги конкурса фестиваля «Интермузей»: в специальной номинации Фонда «За лучшую волонтерскую службу музея» победил Государственный исторический музей. Наград «Интермузея» удостоены грантополучатели Фонда: Тотемское музейное объединение, в котором был открыт новый центр социальных инноваций в сфере культуры, – победитель в номинации «Лучший проект, направленный на межрегиональное взаимодействие» за создание Школы музейного развития «За границами столиц», а также Надежда Пантюлина, автор проекта «Засушенному — верить», отмеченного на «Интермузее» за нестандартный подход к организации выставочной деятельности.