РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойИнтервьюНаталия ГУГУЕВА: «Туман» – это психологический триллер с элементами детектива

Наталия ГУГУЕВА: «Туман» – это психологический триллер с элементами детектива

«Туман» – картина, уже получившая больше 20 призов на международных и российских киносмотрах. О работе над фильмом, северной природе, фестивальном пути «Тумана» рассказала Наталия Гугуева, режиссер, сценарист и продюсер «Тумана» – известный в России автор документальных фильмов, главный режиссер Дирекции документального кино АО «Первый канал», для которой картина стала дебютом в полнометражном художественном кино.

– О чем ваша картина «Туман»?

– Фильм «Туман» – это психологический триллер с элементами детектива. Кинооператор-журналистка Настя отправляется с метеорологом Андреем на труднодоступную северную метеостанцию, чтобы расследовать историю исчезновения с острова семейной пары метеорологов. Это история о любви и ненависти, чувстве вины и прощении между самыми близкими людьми.

– Насколько я поняла, в основе конфликта – отношения мужчины и женщины, сложный выбор женщины между любимым мужчиной и ребенком, это так?

– В этом состоянии живет, жило и будет жить большое количество женщин во всем мире. Женщин разных возрастов, социального статуса, воспитания и мировоззрения. Это античная история, тянущаяся из древних времен. Эта тема близка большому количеству людей, поэтому мы считаем, что наша картина зрительская и жанровая, хотя она имеет и все признаки авторского высказывания. Я получаю после показов большое количество откликов от зрителей, в которых они с волнением делятся тем, что подобная ситуация тяжело переживается ими годами, иногда десятилетиями. Возможно, благодаря универсальности этой истории она оказалась понятна и эмоционально востребована зрителями других стран. Картину уже посмотрели зрители Италии, Испании, Бразилии, Турции, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Сербии, Болгарии, Германии, Индии, Китая, ОАЭ и т. д.

– У фильма богатая фестивальная история: 24 приза на разных фестивалях. Были среди призов и награды, полученные в Европе. И это в такое непростое для российской культуры время…

– Да, например, приз за лучшую режиссуру и спецпризы на двух итальянских фестивалях: AstiFilmFestival – 2023 и ArianoInternationalFilmFestival – 2023.

– И совершенно триумфальная история на фестивале IIIFF Испании, где картина получила сразу пять призов в основных номинациях!

– «Туман» – единственная игровая картина из России, которая участвовала в основном конкурсе этого киносмотра в 2023 году. Из российских картин последний раз в этом конкурсе участвовал фильм Павла Лунгина «Братство», это было пять лет назад.

Показ фильма «Туман» в рамках фестиваля IIIFF прошел 9 сентября 2023 года в Мадриде в ARTISTIC METROPOL. За несколько дней до показа на фестиваль попытались оказать сильное давление украинские активисты, которые устроили акцию протеста против участия и награждения российской картины на IIIFF. В день показа укроактивисты пришли в кинотеатр и попытались снова протестовать против показа «Тумана». Однако зрители, пришедшие в кинотеатр, приняли протестующих за зрителей, стоящих у кассы в очереди на показ фильма. К концу демонстрации фильма группа украинских протестующих покинула фестиваль.

Мы очень благодарны организаторам и членам жюри этого киносмотра, которые не поддались давлению протестующих и по достоинству оценили картину. Причем на этом фестивале работало поистине международное профессиональное жюри из представителей со всего мира: из Великобритании, США, Австралии, Афганистана, Казахстана, Германии, Южной Кореи, Турции, Испании, Индии.

А председателем жюри был Хоосен Махмальбаф (Hoohsen Makhmalbaf) – знаменитый иранский кинорежиссер, сценарист, продюсер, лауреат более 60 международных наград самых престижных кинофестивалей мира, удостоенный Золотой медали Федерико Феллини от ЮНЕСКО, президент Азиатской киноакадемии.

– От души поздравляю вас! Но вернемся снова к «Туману». Что было самым сложным при работе над картиной?

– Снять эту картину в жестких северных условиях тундры. А снимали мы ее в красивейших северных местах, на Кольском полуострове в районе Териберки. Недалеко от места, где снял свою картину «Левиафан» А. Звягинцев. Погода в этих местах меняется иногда каждые пять минут – то идет дождь, то снег, то вдруг выходит яркое солнце, а то с моря за несколько минут налетает туманная взвесь – и ничего не видно на расстоянии вытянутой руки.

– Не советовали ли вам коллеги перенести съемки в более комфортное место, например в северный Крым?

– Да, многие опытные коллеги говорили, что в этих северных условиях, с дебютным бюджетом мою историю снять почти нереально. Помогло то, что мы с актерами за месяц до съемок, еще в Москве, начали подробно разбирать их роли, репетировать, поэтому на съемочной площадке часто снимали с одного-двух дублей. К тому же фильм снимал известный оператор-постановщик Шандор Беркеши, большой опыт которого ускорял съемочный процесс. Решили, что Шандор будет снимать без штатива. Его дышащая камера, я считаю, замечательно передала то, что нужно было по замыслу фильма. Многие отмечают, что визуально картина получилась завораживающей. Кстати, Шандор получил за эту картину уже четыре операторских приза, в том числе приз в Испании и приз Гильдии кинокритиков и киноведов СК РФ.

– Довольны ли вы работой съемочной группы?

– Я считаю, что у нас сложилась довольно дружная команда. И мы достойно сняли эту картину в тех местах, где не только снимать трудно, но и просто ходить по этим острым неустойчивым камням, сопкам, скрывающимся природным колодцам трудно и опасно.

– Были ли встречи с животными во время съемок? Все-таки Кольский полуостров богат своим суровым животным миром.

– Да, там обитают медведи, волки, лоси, лисицы, росомахи и другие животные. В Баренцевом море – тюлени, дельфины, нерпы. Очень много северных птиц. Во время съемок на знаменитом териберском водопаде рядом с нами бродила медведица с медвежонком. И это было опасно. Мы нервно посмеивались, подбадривая друг друга анекдотами и байками из серии «черный юмор». Хотя один человек из съемочной группы серьезно спросил: «Будет ли у нас охрана на водопаде? И что делать, если…» Я, нервно посмеиваясь, ответила: «Быстро бежать, что еще делать?»

Страшновато иногда было во время ночных съемок. Когда мы слышали из темноты голоса тундры – временами загадочные, мистические, устрашающие, – все эти звуки мы писали на съемочной площадке. И очень тщательно и долго работали потом над саунд-дизайном картины. У нас по жанру все-таки психологический триллер с элементами детектива. Конечно, без крови и всяких страшилок, но все-таки триллер. И потому звуковая составляющая картины была очень важна. Кстати, из пяти призов, которые фильм получил в Испании, один из них был за саунд-дизайн.

– В фильме в одном из эпизодов, когда пара главных героев гребут в Баренцевом море на необитаемый остров, в кадре есть выглядывающий из воды морской котик…

– Да, у нас был во время съемок один любопытный морской котик. Он каждый день с утра подплывал поближе к берегу и наблюдал, что и как мы делаем. А когда в один из съемочных дней актеры забрались в лодку и поплыли по морю, он стал их сопровождать. Актриса Валерия Репина сняла его игровой камерой (ведь она по сюжету играет журналистку-кинооператора). Этот ее кадр органично вошел в монтаж фильма.

– Среди режиссеров монтажа «Тумана» был известный французский монтажер Венсан Дево. Как работалось с ним?

– Да, Венсан Дево – один из режиссеров монтажа фильма. Он приехал из Франции в Россию по приглашению А. Сокурова. Вел знаменитые сокуровские мастерские, преподавал сокуровским студентам искусство монтажа. Помогал своим студентам-выпускникам монтировать их картины, в частности, работал на картине «Разжимая кулаки», удостоенной Гран-при конкурса «Особый взгляд» 74-го Каннского международного кинофестиваля (2021). Венсан не только режиссер монтажа, но и поэт. Он стремится к поэтическому эмоциональному монтажу. Этот монтаж имеет эмоциональную, а не сюжетную логику. Венсан часто в монтаже движется за чувствами героев, а не за логикой событий. Он очень смелый монтажер, нарушающий правила, экспериментирующий, добивающийся в своем монтаже напряжения, сильных эмоций.

– Многие зрители, которым удалось посмотреть вашу картину «Туман» на фестивалях, говорят, что фильм действительно держит в напряжении от начала и до конца…

– Я по своей режиссерской природе всегда стремлюсь к тому, чтобы держать зрителя в постоянном эмоциональном напряжении. Это я делаю на документальных своих фильмах. И это же использовала в «Тумане», в котором есть постоянные драматургические загадки-ребусы, детективная составляющая, расследование. Но психология в нашей картина все равно главнее. Герои «Тумана» разбираются с главными внутренними проблемами своей жизни: это отношения мужчины и женщины, любовь и ненависть, страсть и нежность, глубокие обиды и прощение. Но все эти психологические проблемы они решают при закрученном сюжете. Мы добивались того, чтобы история в нашем фильме держала зрителей в напряжении от начала и до конца картины, чтобы одни загадки в ней разрешались, а другие – появлялись. Эмоции и страсти героев в картине накалены до предела. Интереса зрителям добавляет и экзотическая северная природа с ее завораживающими сопками, пещерами, водопадами, стальным Баренцевым морем.

– Вы часто проводите мастер-классы по режиссуре и драматургии, где как раз рассказываете о тех своих секретах, которые используете во время создания фильмов. Что это за секреты?

– Считается, что мои документальные фильмы – зрительские. Среди них есть фильмы, которые посмотрели десятки миллионов человек по всему миру, которые смотрят по многу раз. Например, картина «Владимир Высоцкий и Марина Влади. Последний поцелуй». На Первом канале ее в шутку называют документальным блокбастером. Начиная с 2008 года, когда она была снята, ее показывают на Первом один-два, а то и три раза в год. И, по опросам, многие зрители ее смотрят по многу раз. В своих мастер-классах, которые часто называются «Режиссура зрительских эмоций», я рассказываю о том, что для управления вниманием и эмоциями зрителя существуют свои законы, отличные от тех, которые есть в просто профессиональной кинорежиссуре. А какие это законы, вы узнаете, когда придете на мой очередной мастер-класс (смеется). А если серьезно, каждый режиссер воздействует на зрителя своей личностью, харизмой, своим, только ему присущим внутренним миром. Но при этом он еще должен учитывать и законы зрительского восприятия, данные нам от Бога. Ведь режиссеру важно не только выразить себя, но и быть понятым зрителями.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru