Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМир театра«Не только любовь»: русские горки

«Не только любовь»: русские горки

Лариса Андреева – Варвара Васильевна, Кирилл Матвеев – Володя

Оперу Родиона Щедрина «Не только любовь» поставили в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Инициатором и музыкальным руководителем постановки выступил главный дирижер МАМТ Феликс Коробов. Режиссером-постановщиком пригласили художественного руководителя Московского драматического театра им. Пушкина Евгения Писарева, зарекомендовавшего себя не раз в музыкальном театре. Декорации к спектаклю сделал главный художник театра им. Евгения Вахтангова Максим Обрезков, а костюмы – Мария Данилова.

«Не только любовь», созданная на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова в 1961 году, стала первой оперой Щедрина. Композитор называл ее «колхозным “Евгением Онегиным”» – в ней и правда прослеживалось немало параллелей с шедевром П. Чайковского, начиная от обозначения жанра («лирические сцены») и заканчивая схожестью финального объяснения главной героини, председателя колхоза Варвары Васильевны с молодым парнем Володей, связь с которым повергла ее в пучину страстей, поставив перед сложным выбором между чувством и долгом.

Лариса Андреева – Варвара Васильевна, Кирилл Матвеев – Володя

Лариса Андреева – Варвара Васильевна, Кирилл Матвеев – Володя

Феликс Кудряшев – Федот Петрович, Станислав Ли – Иван Трофимов, Мишка – Михаил Басенко, Гришка – Кирилл Золочевский

Феликс Кудряшев – Федот Петрович, Станислав Ли – Иван Трофимов, Мишка – Михаил Басенко, Гришка – Кирилл Золочевский

Несмотря на то, что сочинение Щедрина написано в лучших традициях русских опер, поражает слушателя колоритом музыкального языка и силой драматических контрастов, первая его постановка в Большом театре в 1961-м потерпела фиаско и была снята с афиши, став поводом для бурного обсуждения критиками. Причиной тому сам композитор назвал преждевременность его реформаторских идей в привычном для всех жанре. В общем неудивительно, что на фоне общего патриотического тонуса и славословия в послевоенной стране откровенно фрейдистские мотивы, сдобренные колхозными частушками, игрой в карты и сельскими танцами, не вызывали вдохновения у начальства по культуре. Однако время восстановило справедливость, и эта опера Щедрина, спустя всего десятилетие, стала занимать свое место в репертуаре разных театров, а ее автор в 1972 году был удостоен Государственной премии СССР за новую редакцию.

В истории Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко это не первое обращение к опере «Не только любовь» – предыдущая постановка была осуществлена в 1981 году дирижером В. Кожухарем, режиссером О. Ивановой и художником С. Бархиным.
Концепт нынешней постановки, по замыслу Евгения Писарева, полностью привязан к эпохе и обстановке, описанной в либретто, – действие происходит в советской колхозной деревне спустя 10 лет после окончания Великой Отечественной войны. Авторы спектакля создали прекрасную стилизацию, в которой оказались близки к подлинной обстановке эпохи и передали ее колорит в костюмах, взаимоотношениях персонажей, общей атмосфере.

В спектакле, также как в самой музыке, соседствуют два контрастных мира – реалистичный и фантазийный, внешний и внутренний, мир безудержного веселья и потрясающего драматизма. И эти «русские горки», по меткому определению Евгения Писарева, не только великолепно переданы в исполнении под руководством Феликса Коробова, с тонкостью подметившего все нюансы и контрасты партитуры, но и в режиссерском видении действия, являющегося одной из сильнейших сторон спектакля.

На сцене – ирреальное пространство: пустая ультрамариновая земля со стойками ЛЭП уходит за горизонт. В этом пространстве действие происходит сразу на нескольких планах, и главный из них – на авансцене. Именно здесь во множественных постановочных деталях разыгрывается жизненная драма главных героев, связанная с неразрешимыми страстями в любовном треугольнике между одинокой Варварой, переживающей сильнейшие внутренние трансформации от вспыхнувших в душе чувств, наивной Наташей, юной дояркой и ревнивой возлюбленной, и Володей, который олицетворяет свободный дух нового времени, шокируя своим вызывающим поведением не только местных женщин, но и мужчин. В этой постановке никто не остается счастлив. И серые кучевые облака на заднике сцены периодически разражаются дождем, отвечая этой безысходности…

Кирилл Матвеев – Володя, Мария Макеева – Наташа

Кирилл Матвеев – Володя, Мария Макеева – Наташа

Лариса Андреева – Варвара Васильевна

Лариса Андреева – Варвара Васильевна

Драматичные отношения в любовном треугольнике воспринимаются особенно остро в сопоставлении с веселыми народными сценами, в которые они органично вписаны. Эти сцены представлены многолико и ярко, в том числе благодаря мастерству хористов под руководством Станислава Лыкова и хореографии Сергея Землянского, последовавшего за ритмом частушек, кадрилей и тонко подметившего в танцах жизненные детали того времени.

Варвара Васильевна в исполнении Ларисы Андреевой, наполнившей образ драматизмом большой силы, становится центральной фигурой спектакля. Трогательна и трепетна страдающая Наташа в исполнении Марии Макеевой, провокационен и легок Володя, исполненный Кириллом Матвеевым.

По словам режиссера, этот спектакль – «об изломанности души сильных людей. Люди эти изломаны войной, задушены жестокой реальностью колхозного быта. И, тем не менее, гармоничны и полны желания жить и любить». Их душевное богатство, раскрытое в гениальной музыке Родиона Щедрина и яркой драматической постановке нового спектакля, не может оставить равнодушным его зрителей.

Евгения АРТЕМОВА,
Фото – Сергей РОДИОНОВ

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru