РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМир театра«Не только любовь»: русские горки

«Не только любовь»: русские горки

Лариса Андреева – Варвара Васильевна, Кирилл Матвеев – Володя

Оперу Родиона Щедрина «Не только любовь» поставили в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Инициатором и музыкальным руководителем постановки выступил главный дирижер МАМТ Феликс Коробов. Режиссером-постановщиком пригласили художественного руководителя Московского драматического театра им. Пушкина Евгения Писарева, зарекомендовавшего себя не раз в музыкальном театре. Декорации к спектаклю сделал главный художник театра им. Евгения Вахтангова Максим Обрезков, а костюмы – Мария Данилова.

«Не только любовь», созданная на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова в 1961 году, стала первой оперой Щедрина. Композитор называл ее «колхозным “Евгением Онегиным”» – в ней и правда прослеживалось немало параллелей с шедевром П. Чайковского, начиная от обозначения жанра («лирические сцены») и заканчивая схожестью финального объяснения главной героини, председателя колхоза Варвары Васильевны с молодым парнем Володей, связь с которым повергла ее в пучину страстей, поставив перед сложным выбором между чувством и долгом.

Лариса Андреева – Варвара Васильевна, Кирилл Матвеев – Володя

Лариса Андреева – Варвара Васильевна, Кирилл Матвеев – Володя

Феликс Кудряшев – Федот Петрович, Станислав Ли – Иван Трофимов, Мишка – Михаил Басенко, Гришка – Кирилл Золочевский

Феликс Кудряшев – Федот Петрович, Станислав Ли – Иван Трофимов, Мишка – Михаил Басенко, Гришка – Кирилл Золочевский

Несмотря на то, что сочинение Щедрина написано в лучших традициях русских опер, поражает слушателя колоритом музыкального языка и силой драматических контрастов, первая его постановка в Большом театре в 1961-м потерпела фиаско и была снята с афиши, став поводом для бурного обсуждения критиками. Причиной тому сам композитор назвал преждевременность его реформаторских идей в привычном для всех жанре. В общем неудивительно, что на фоне общего патриотического тонуса и славословия в послевоенной стране откровенно фрейдистские мотивы, сдобренные колхозными частушками, игрой в карты и сельскими танцами, не вызывали вдохновения у начальства по культуре. Однако время восстановило справедливость, и эта опера Щедрина, спустя всего десятилетие, стала занимать свое место в репертуаре разных театров, а ее автор в 1972 году был удостоен Государственной премии СССР за новую редакцию.

В истории Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко это не первое обращение к опере «Не только любовь» – предыдущая постановка была осуществлена в 1981 году дирижером В. Кожухарем, режиссером О. Ивановой и художником С. Бархиным.
Концепт нынешней постановки, по замыслу Евгения Писарева, полностью привязан к эпохе и обстановке, описанной в либретто, – действие происходит в советской колхозной деревне спустя 10 лет после окончания Великой Отечественной войны. Авторы спектакля создали прекрасную стилизацию, в которой оказались близки к подлинной обстановке эпохи и передали ее колорит в костюмах, взаимоотношениях персонажей, общей атмосфере.

В спектакле, также как в самой музыке, соседствуют два контрастных мира – реалистичный и фантазийный, внешний и внутренний, мир безудержного веселья и потрясающего драматизма. И эти «русские горки», по меткому определению Евгения Писарева, не только великолепно переданы в исполнении под руководством Феликса Коробова, с тонкостью подметившего все нюансы и контрасты партитуры, но и в режиссерском видении действия, являющегося одной из сильнейших сторон спектакля.

На сцене – ирреальное пространство: пустая ультрамариновая земля со стойками ЛЭП уходит за горизонт. В этом пространстве действие происходит сразу на нескольких планах, и главный из них – на авансцене. Именно здесь во множественных постановочных деталях разыгрывается жизненная драма главных героев, связанная с неразрешимыми страстями в любовном треугольнике между одинокой Варварой, переживающей сильнейшие внутренние трансформации от вспыхнувших в душе чувств, наивной Наташей, юной дояркой и ревнивой возлюбленной, и Володей, который олицетворяет свободный дух нового времени, шокируя своим вызывающим поведением не только местных женщин, но и мужчин. В этой постановке никто не остается счастлив. И серые кучевые облака на заднике сцены периодически разражаются дождем, отвечая этой безысходности…

Кирилл Матвеев – Володя, Мария Макеева – Наташа

Кирилл Матвеев – Володя, Мария Макеева – Наташа

Лариса Андреева – Варвара Васильевна

Лариса Андреева – Варвара Васильевна

Драматичные отношения в любовном треугольнике воспринимаются особенно остро в сопоставлении с веселыми народными сценами, в которые они органично вписаны. Эти сцены представлены многолико и ярко, в том числе благодаря мастерству хористов под руководством Станислава Лыкова и хореографии Сергея Землянского, последовавшего за ритмом частушек, кадрилей и тонко подметившего в танцах жизненные детали того времени.

Варвара Васильевна в исполнении Ларисы Андреевой, наполнившей образ драматизмом большой силы, становится центральной фигурой спектакля. Трогательна и трепетна страдающая Наташа в исполнении Марии Макеевой, провокационен и легок Володя, исполненный Кириллом Матвеевым.

По словам режиссера, этот спектакль – «об изломанности души сильных людей. Люди эти изломаны войной, задушены жестокой реальностью колхозного быта. И, тем не менее, гармоничны и полны желания жить и любить». Их душевное богатство, раскрытое в гениальной музыке Родиона Щедрина и яркой драматической постановке нового спектакля, не может оставить равнодушным его зрителей.

Евгения АРТЕМОВА,
Фото – Сергей РОДИОНОВ

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru