Николай КРУПАТИН: «Истинно талантливый человек не способен на компромиссы»

1807

Груп­па STORY — это дуэт радио­ве­ду­щих попу­ляр­ной в Лон­доне рус­ско­языч­ной радио­стан­ции Matryoshka Radio Нико­лая Кру­па­ти­на и Юли Нико­ли­ной. Нико­лай более деся­ти лет про­ра­бо­тал на радио «Ретро FM», Юля — на стан­ции NRJ. Парал­лель­но с рабо­той на радио они зани­ма­лись соб­ствен­ным музы­каль­ным про­ек­том «Штур­ман Жорж» стар­то­вав­шим ещё в 90‑х годах в их род­ном Вол­го­гра­де. По при­ез­ду в Моск­ву груп­па меня­ет состав груп­пы и назва­ние, с это­го момен­та начи­на­ет­ся новая стра­ни­ца твор­че­ской жиз­ни груп­пы уже как, «AMIGOS». Их пес­ни «Ниа­га­ра» и «Гимн одно­класс­ни­ков» мож­но и сей­час встре­тить в мно­го­чис­лен­ных сбор­ни­ках 90‑х и нача­ла 2000‑х.

Недав­но дуэт завер­шил запись оче­ред­но­го аль­бо­ма, в кото­рый вошли как новые, так и «обнов­лен­ные» ста­рые пес­ни. Сме­ни­ли музы­кан­ты и имя: «AMIGOS» пре­вра­тил­ся в «STORY». Релиз аль­бо­ма груп­пы запла­ни­ро­ван на сен­тябрь 2017 года. А пер­вая пес­ня из него — «С днём рож­де­ния, хоро­ший чело­век» уже зву­чит на волне «Дорож­но­го радио». Одно­имен­ный клип мож­но уви­деть как в эфи­ре теле­ка­на­ла MusicBox Gold TV, так и на стра­ни­цах тысяч поль­зо­ва­те­лей сети вКон­так­те, под­хва­тив­ших ролик как иде­аль­ную музы­каль­ную поздра­ви­тель­ную открыт­ку. Бла­го­да­ря это­му сете­во­му флеш­мо­бу, коли­че­ство про­смот­ров видео уже при­бли­жа­ет­ся к полумиллиону! 

Сто­ит отме­тить, что музы­кан­ты дей­стви­тель­но не нович­ки в боль­шом шоу-биз­не­се. Пес­ни ком­по­зи­то­ра и саунд­про­дю­се­ра груп­пы STORY Нико­лая Кру­па­ти­на испол­ня­ют Ната­лья Вет­лиц­кая, Алё­на Апи­на, Гри­го­рий Лепс, Антон и Вик­то­рия Макар­ские и дру­гие звёз­ды оте­че­ствен­ной поп-сце­ны.

- Нико­лай, рас­ска­жи­те, с чего, соб­ствен­но, все нача­лось?

- Как утвер­жда­ют мои роди­те­ли, я стал про­яв­лять инте­рес к музы­ке рань­ше, чем начал гово­рить. Доволь­но рано выяс­ни­лось, что я слу­хач-абсо­лют­ник. У бабуш­ки моей сто­ял дома ком­нат­ный рояль. Так, при­ез­жая к ней, где-то лет с трёх я вооб­ще не отхо­дил от инстру­мен­та. Посто­ян­но что-то под­би­рал на слух. Ну и, в резуль­та­те, в музы­каль­ную шко­лу меня не отве­ли, а я сам попро­сил­ся. Про­сто ска­зал роди­те­лям, что хочу научить­ся играть на фортепиано. 

- Что было вна­ча­ле: радио или музыка?

- Не смот­ря на то, что музы­кой я жил с дет­ства, имен­но бла­го­да­ря радио музы­ка в моей жиз­ни полу­чи­ла пра­во на суще­ство­ва­ние. Роди­те­ли мои не очень вери­ли в то, что нашей стране мож­но стать успеш­ным чело­ве­ком будучи музы­кан­том, мне было постав­ле­но усло­вие, что сна­ча­ла я дол­жен полу­чить нор­маль­ную про­фес­сию (было бы заме­ча­тель­но стать юри­стом, как мой отец), пото­му даль­ше ВИА Двор­ца Пио­не­ров дело не пошло. И лишь когда, отпра­вив­шись в ака­дем отпуск после 3‑го кур­са Уни­ве­ра (да-да, юрфак) я попал на мест­ную вол­го­град­скую радио­стан­цию «Новая Вол­на» (Вол­го­град), а потом и «Евро­па Плюс Вол­го­град», музы­ка в моей жиз­ни тоже забур­ли­ла. Наш радио-бенд «Штур­ман Жорж», состо­яв­ший из веду­щих вол­го­град­ской «Евро­пы Плюс» про­гре­мел не толь­ко на всю Рос­сию, но и дале­ко за её пределами. 

- Вы нача­ли писать пес­ни, устав слу­шать чужие аудиошедевры?

- В какой-то сте­пе­ни да. Меня, как музы­кан­та, доволь­но быст­ро ста­ла тяго­тить чужая музы­ка, ибо в голо­ве все­гда жуж­жа­ло что-то своё. Хотя, я доволь­но каче­ствен­ный мело­ман и послу­шать хоро­шую музы­ку люб­лю. Напри­мер, радио­стан­ция, Мат­рёш­ка (Лон­дон) соос­но­ва­те­лем кото­рой я явля­юсь, на 90 про­цен­тов постро­е­на на моей лич­ной музы­каль­ной кол­лек­ции. Спра­вед­ли­во­сти ради, заме­чу, что первую в сво­ей жиз­ни пес­ню я напи­сал про­сто пото­му что влю­бил­ся в одно­класс­ни­цу. В тот момент это был совер­шен­но неосо­знан­ный жест. Но, с дру­гой сто­ро­ны, имен­но чужая музы­ка научи­ла меня писать свою. Когда из меня полез­ли куп­ле­ты и при­пе­вы, я доволь­но быст­ро стал пони­мать, что чего-то недо­ста­ёт моей музы­ке. И, посколь­ку учить­ся было не у кого, я при­нял­ся ана­ли­зи­ро­вать музы­ку таких тита­нов как Sting, Quincy Jones, David Gilmour, Martin Lee Gore, Herbie Hancock, бра­тьев Gibb и дру­гих музы­кан­тов. Я «раз­би­рал на ато­мы» их музы­ку, фра­зи­ров­ку, гар­мо­нии, постро­е­ние мело­ди­че­ской линии, как живут в их ком­по­зи­ци­ях музы­каль­ные инстру­мен­ты. Как след­ствие, я начал обра­щать вни­ма­ние ещё и на то, как вока­ли­сты рабо­та­ют с дыха­ни­ем, на зву­ко­из­вле­че­ние. В общем, имен­но любовь к хоро­шей музы­ке и при­ве­ла меня к музы­ке моей.

- Как роди­лось назва­ние «Штур­ман Жорж», и поче­му вы реши­ли похо­ро­нить это­го бул­га­ков­ско­го персонажа?

- Назва­ние при­ду­мал тогдаш­ний мой друг и парт­нёр по музы­ке. При­чём, назва­ние было про­сто «схва­че­но с потол­ка», что б не замо­ра­чи­вать­ся. Мы тогда кол­лек­тив­но пере­чи­ты­ва­ли Бул­га­ко­ва. А, посколь­ку про­цесс поис­ка назва­ния груп­пы — это наи­г­е­мор­рой­ней­шее заня­тие, мы все реши­ли на нём и оста­но­вить­ся. Исто­ри­че­ски сло­жи­лось так, что кол­лек­тив «уми­рал» два­жды. Пер­вый раз, когда одна поло­ви­на груп­пы оста­лась в Москве, а дру­гая реши­ла вер­нуть­ся в Вол­го­град, вто­рой раз, когда вос­со­еди­нив­шись в Москве, груп­па сно­ва рас­ко­ло­лась на мос­ков­скую и вол­го­град­скую части. Вот тогда я и решил уже окон­ча­тель­но «похо­ро­нить» то, что луч­ше было и не вос­кре­шать. Не буду вда­вать­ся в подроб­но­сти исто­рии о «непра­виль­но­го пове­де­ния» неко­то­рых быв­ших моих дру­зей. Но, что бы в памя­ти моей о людях, с кото­ры­ми нам уда­лось сде­лать мно­го хоро­ше­го, оста­лось толь­ко хоро­шее, я решил боль­ше не давать им шан­сов сде­лать мне плохо. 

- Вы мно­же­ство лет про­ра­бо­та­ли и про­дол­жа­е­те рабо­тать на радио. Уда­лось ли вам вычис­лить фор­му­лу сто­про­цент­но­го хита?

- Не скрою, в какой-то момент мне даже каза­лось, что я нащу­пал эту фор­му­лу. Но сей­час могу ска­зать точ­но, что такой фор­му­лы нет. Дело в том, что хит — это соче­та­ние не толь­ко мело­дии и слов, это ещё и куль­тур­но-соци­аль­ные пред­по­сыл­ки к тому. Без­услов­но, мож­но сде­лать хоро­ший рыноч­ный про­дукт, но веро­ят­ность того, что он «вой­дёт в исто­рию» крайне мала. Веди боль­шин­ство таких вот «про­фес­си­о­наль­ных шля­ге­ров» через деся­ти­ле­тие никто и не вспом­нит. Что бы не оби­жать сво­их кол­лег не ста­ну при­во­дить про­ме­ры. Но музы­ка, кото­рая роди­лась не по фор­му­ле, не на про­фес­си­о­на­лиз­ме, а пото­му, что Бог или Боль «поце­ло­ва­ли» чело­ве­ка в тот момент, точ­но будет бес­смерт­ной. И это уже не про­счи­тать. Исто­рия зна­ем мно­же­ство ком­по­зи­то­ров и групп «одно­го хита»! И, не смот­ря на то, что этот «один хит» — хит на века, более ниче­го эти люди рав­но­цен­но выда­ю­ще­го­ся создать не сумели. 

- Ста­нут ли пес­ни груп­пы Story новым сло­вом в рос­сий­ском шоу-биз­не­се или этот про­ект для вас — хобби?

- Тут слож­но отве­тить одно­знач­но. Нач­ну с того, что пес­ни, вошед­шие в репер­ту­ар Story уже «вошли в исто­рию». Уже вто­рой деся­ток лет наши «Одно­класс­ни­ки» живут сво­ей жиз­нью, совер­шен­но без помо­щи (а порой о вопре­ки) про­дю­се­рам и лей­б­лам. «С Днём Рож­де­ния, Хоро­ший Чело­век», я про­сто уве­рен, зай­мёт своё место в одном ряду с таки­ми музы­каль­ны­ми открыт­ка­ми, как «Пусть Бегут Неук­лю­же» и «Happy Birthday To You». Пес­ни «Жаль, Что Тебя Здесь Нет», «Папа-Мама» — это тоже пес­ни, кото­рые люди дав­но любят, но не зна­ют, кому они при­над­ле­жат. Так уж сло­жи­лось. Полу­ча­ет­ся, что создав груп­пу Story мы, с одной сто­ро­ны ката­ло­ги­зи­ру­ем то, что было созда­но нами за преды­ду­щие 20 лет и даём доро­гу тому, что актив­но пишет­ся сейчас.

- В чем, на ваш взгляд, глав­ная про­бле­ма совре­мен­ных оте­че­ствен­ных музыкантов?

- Про­бле­мы у совре­мен­ных оте­че­ствен­ных музы­кан­тов те же, что и у музы­кан­тов про­шло­го. Отсут­ствие инсти­ту­та про­дю­си­ро­ва­ния, отсут­ствие неза­ви­си­мой инду­стрии про­дви­же­ния, отсут­ствие досту­па к финан­си­ро­ва­нию их твор­че­ства. Во все вре­ме­на истин­но талант­ли­вые музы­кан­ты были, есть и будут бить­ся в кон­вуль­си­ях зажа­то­сти в обсто­я­тель­ства. Сказ­ки о чуде­сах, о том, кто их най­дёт и «выве­дет в люди» — это толь­ко сказ­ки. Истин­но талант­ли­вый чело­век не спо­со­бен на ком­про­мис­сы. Когда к талант­ли­во­му «мало­лет­ке» при­хо­дит дядя про­дю­сер и гово­рит (как одна­жды было ска­за­но и мне): «Чувак, ты клё­вый, н давай дого­во­рим­ся, роты ты будешь откры­вать толь­ко что бы петь. И то, лишь когда я раз­ре­шу...» Этот (эта) «мало­лет­ка», по при­чине сво­ей ещё недо­ста­точ­ной «потёр­то­сти жиз­нью», чаще все­го отве­ча­ет это­му дель­цу, ука­зы­вая направ­ле­ние дви­же­ния в сто­ро­ну пешей непро­хо­ди­мо­сти. Люди же, наде­лён­ные ресур­са­ми, как адми­ни­стра­тив­ны­ми, так и финан­со­вы­ми, без­услов­но, тоже ока­зы­ва­ют­ся талант­ли­вы­ми. Но, согла­си­тесь, про­сто по тео­рии веро­ят­но­сти, соче­та­ние тако­го боль­шо­го коли­че­ства необ­хо­ди­мых для шоу-биз­не­са качеств, как талант­ли­вый, умный, кра­си­вый, тру­до­лю­би­вый, сго­вор­чи­вый, заме­чен­ный, состо­я­тель­ный, блат­ной.... Ну, прям, с каж­дым новым сло­вом в этом пере­чис­ле­нии, мож­но услы­шать, как с гро­хо­том отре­за­ет­ся чис­лен­ность насе­ле­ния горо­да раз­ме­ром с Москву... 

- Поче­му им не уда­ет­ся повто­рить беше­ный успех 90‑х годов?

- Тут я уже сме­ло высту­паю не толь­ко как музы­кант, а и как медий­щик. Луч­ше уж начи­нать «копать» глуб­же, с вре­мён, когда была толь­ко «Утрен­няя Поч­та» и новых песен на всю стра­ну было 5–6 в неде­лю. Даже на весь мир, при всём ста­ра­нии лей­б­лов и мей­дже­ров рели­зы в день не пре­вы­ша­ли несколь­ких десят­ков. А теперь? Теперь в секун­ду в интер­нет вли­ва­ет­ся столь­ко новой музы­ки, сколь­ко в 80‑е весь мир не про­из­во­дил за год. То есть, мы при­шли к тому, что музы­кан­ту, мало создать гени­аль­ное соче­та­ние нот и слов. Музы­кант дол­жен сге­не­рить некое собы­тие, спо­соб­ное стать дви­га­те­лем это­го само­го соче­та­ния нот и слов. И я не счи­таю, что сего­дня беше­ный успех 90‑х невоз­мо­жен. Согла­си­тесь, уль­т­ра-мега-пла­ти­но­вые аль­бо­мы тита­нов 70–80-90‑х — ничто по срав­не­нию с (!) мил­ли­ар­да­ми про­смот­ров на Youtube. Так что, звёз­дам 90‑х впо­ру даже поза­ви­до­вать сего­дняш­ним. Дру­гое дело, что при такой плот­но­сти пред­ло­же­ния меня­ет­ся модель моне­ти­за­ции твор­че­ства. Но и это не такая уж и неподъ­ём­ная исто­рия. Про­сто мир изме­нил­ся. XXI‑й век глу­по мерять мер­ка­ми XX-го. 

- Ваш дуэт семей­ный. Како­во рабо­тать с женой? Часто ли у вас воз­ни­ка­ют кон­флик­ты из-за твор­че­ских разногласий?

- Так, Юль­ка не слы­шит меня? Рабо­та с женой — это рай и ад в одном фла­коне. С одной сто­ро­ны, дру­зья посто­ян­но удив­ля­ют­ся, как это мы не надо­еда­ем друг дру­гу. Даже когда мы не вме­сте, мы созва­ни­ва­ем­ся дикое коли­че­ство раз, что порой нер­ви­ру­ет окру­жа­ю­щих. Тут я не боюсь сгла­зить, у нас пора­зи­тель­ное род­ство душ. Мне не быва­ет скуч­но с ней, она (как мне кажет­ся) точ­но со мной «не соску­чит­ся». С дру­гой сто­ро­ны, когда мы начи­на­ем делать что-то вме­сте, осо­бен­но (это самое тяжё­лое) писать вокал в сту­дии — это «послед­ний день Пом­пеи». Посколь­ку, нам обо­им не пофиг, что полу­чит­ся, каж­дый пыта­ет­ся сде­лать пра­виль­но со сво­ей точ­ки зре­ния. Но мы же дей­стви­тель­но очень похо­жи и тем­пе­ра­мен­том и упёр­то­стью! И вот стал­ки­ва­ют­ся два кам­ня! Искры сыпят­ся в раз­ные сто­ро­ны! Пес­ня пишет­ся, а в это вре­мя «пыла­ют ста­ни­цы»... И вот пес­ня допи­са­на, а мы «вдрызг»! И начи­на­ет­ся потом плав­ное зали­зы­ва­ние ран, «наве­де­ние мостов», раз­не­сён­ных в щеп­ки отста­и­ва­ни­ем сво­е­го взгля­да на твор­че­ство. Бла­го, мы дей­стви­тель­но не пред­став­ля­ем жиз­ни друг без дру­га. Но, да, тем­пе­ра­мен­том мы оба — южане и ино­гда «остыть» уда­ёт­ся не сра­зу. В общем, живём «не скучно»)) 

- Како­ва ваша цель: сла­ва, ком­мер­че­ский успех или что-то третье?

- Поня­тия не имею. Я так живу. При­чём, живу здесь и сей­час. Я не могу не писать. А если я это пишу, я дол­жен слы­шать резуль­тат. Жут­ко стра­даю от того, что ред­ко появ­ля­ет­ся воз­мож­ность, «услы­шав в голо­ве мотив­чик» сесть за инстру­мен­ты. Я, порой, про­сто с ума схо­жу от необ­хо­ди­мо­сти дер­жать не про­сто мело­дии (их я посто­ян­но напе­ваю в дик­то­фо­ны), а целые оркест­ров­ки в голо­ве дер­жать. Хотя, порой, даже быва­ет так, что оста­нав­ли­ва­юсь на обо­чине и начи­наю в теле­фоне (хва­ла Сти­ву Джоб­су) набра­сы­вать бит, инстру­мен­таль­ные линии. Соб­ствен­но, пото­му я и очень часто опаз­ды­ваю куда-нибудь. Про­сто так устро­ен мой мозг, что, когда в нём зву­чит музы­ка, при­о­ри­те­ты сыпят­ся нафиг. Пони­маю, что это крей­за пол­ная, но ниче­го не могу с этим сделать! 

- На какие «сдел­ки с сове­стью» вы гото­вы ради дости­же­ния сво­ей цели?

- Нет такой цели, ради кото­рой мож­но было бы «подви­нуть совесть». Но ради дости­же­ния цели, ска­жем так, «не дис­со­ни­ру­ю­щей» с моей сове­стью и важ­ной для того, кто мне дорог, я могу уни­что­жить. Поправ­ка, физи­че­ски не про­бо­вал. Но мораль­но пару пер­со­на­жей рас­топ­тал. Но там было за что... Ино­гда сам себя боюсь. Гре­шен... Бываю жут­ко импульсивен. 

- Каким обра­зом вам уда­ет­ся сов­ме­щать рабо­ту на радио с запи­сью и сочи­не­ни­ем новых песен?

- Ну вот, с тех пор, как живу «Мат­рёш­кой» (лон­дон­ская радио­стан­ция, совла­дель­цем кото­рой я явля­юсь) с музы­кой совсем тяж­ко. 99 про­цен­тов жиз­ни ухо­дит на неё, посколь­ку это не про­сто очень пер­спек­тив­ный биз­нес-про­ект, но и про­ект, в кото­рый я вло­жил все­го себя. С дру­гой сто­ро­ны, за преды­ду­щие 20 лет я сумел сде­лать столь­ко, что мож­но про­сто рас­кон­сер­ви­ро­вать то, что люди ещё не слы­ша­ли и радо­вать­ся хотя бы это­му. Но вооб­ще, да, прям, «боль­ная мозоль». Музы­ка про­дол­жа­ет рож­дать­ся в голо­ве. Я её так же где-то набра­сы­ваю, в дик­то­фо­нах, в сес­си­ях рабо­чих. Наде­юсь, в бли­жай­шее вре­мя всё-таки «Мат­рёш­ка» поз­во­лит мне осве­жить мой лич­ный плей­лист. В кон­це кон­цов, груп­па Story тоже моё дитя, им тоже надо зани­мать­ся. Тут уже как папа могу ска­зать, что как бы тяж­ко не при­хо­ди­лось, как бы не уста­вал, а вос­пи­ты­вать рав­но­цен­но и само­от­вер­жен­но надо всех сво­их детей, будь то маль­чи­ки — девоч­ки, будь то биз­нес или твор­че­ские проекты! 

- С кем из совре­мен­ных арти­стов вы хоте­ли бы пора­бо­тать как ком­по­зи­тор и саундпродюсер?

- Я тут недав­но пода­рил себе пан-флей­ту. Меч­таю и как ком­по­зи­тор, и как саунд­про­дю­сер пора­бо­тать с ней. А ещё бы с хан­гом пора­бо­тал. Но его ещё надо добыть (гово­рят, их сей­час не про­из­во­дят) и научить­ся играть. Ну и со скрип­кой так же хочу... А из людей меня сей­час толь­ко Story интересуют.

Фото Свет­ла­на СУШИНСКИХ

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.