Разрешение студентам вести кружки позволит повысить доступность дополнительного образования детей, будет способствовать обновлению содержания педагогической деятельности и развитию форм наставничества. Это подтверждает опыт реализации проекта ОНФ «Равные возможности — детям». Такое мнение высказала координатор этого проекта, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке Любовь Духанина.
В январе 2019 года Министерство просвещения РФ представило для общественного обсуждения законопроект, закрепляющий право студентов вести образовательные кружки в школах.
«Будущие профессионалы, всерьез увлеченные своим делом, — это важный ресурс обновления системы образования, — считает Духанина. — Образовательные стандарты ориентируют на интерактивные образовательные технологии, «мозговые штурмы», кейс-методы, работу в малых группах. Педагогу допобразования, учителю-предметнику иногда бывает трудно организовать такую работу в одиночку, и в ней ему способны помогать заинтересованные студенты. Уже сейчас студенты технического, экономического и социального направлений становятся экспертами исследовательских и проектных работ учащихся, ассистируют учителям на уроках, помогают организовывать работу детских групп. Таким образом, уже на втором-третьем курсе студенты приобретают реальные навыки реализации современных образовательных технологий».
Будущие педагоги могут рассматриваться в школах как ресурс развития сопровождения, наставничества и шефства — эта задача закреплена в нацпроекте «Образование». Студенты российских колледжей и вузов есть и среди образовательных волонтеров проекта ОНФ «Равные возможности — детям», и они крайне положительно оценивают данный законопроект.
«По опыту могу сказать, что ребята становятся более отзывчивыми, когда видят небольшую возрастную разницу между собой и преподавателем. Для меня работа в школе стала бы возможностью реализовывать дополнительную программу для детей в команде профессиональных педагогов. Сделать это одному зачастую тяжело», — отметил волонтер проекта «Равные возможности — детям», организатор экологического кружка «Поддержи свой дом», студент магистратуры Андрей Руднев.
Молодые добровольцы сегодня успешно ведут кружки самых разных направлений (спортивные, художественные, технические, естественнонаучные, туристско-краеведческие), проводят работу по экологическому и трудовому воспитанию, прививают детям основы здорового образа жизни, обучают робототехнике.
По мнению Духаниной, устранение препятствий для осуществления студентами педагогической деятельности станет одним из шагов в повышении доступности и качества дополнительного образования.
«Речь не о том, чтобы заместить педагогов со стажем сотрудниками без высшего образования. У кого-то из ребят это станет первым рабочим местом на два-три часа в неделю, интересным опытом, а кто-то останется в образовании на долгие годы. От принятия законопроекта выиграют все, ведь студент в роли наставника выступает помощником педагога со стажем. Мы видим это на примере проектов, привлекающих студентов к ведению кружков, к организации молодежных отрядов и подростковых команд. Это существенный шаг в сторону обновления содержания, развития сопровождения, наставничества и шефства в школах, что является одной из задач национального проекта «Образование», — заключила Духанина.
Вопрос о допуске студентов к преподаванию был впервые поднят экспертами ОНФ в 2016 г., после чего неоднократно обсуждался на круглых столах и рабочих встречах с представителями Минобрнауки России. В 2017 г. президент РФ, лидер Народного фронта Владимир Путин дал поручение законодательно закрепить право студентов вести образовательные кружки в школах.