Опера-балет «Кармен» Максима Диденко в «Зарядье» открывает театральную программу фестиваля искусств «Черешневый Лес»

677

Книга, опера, балет, фильм, мюзикл, а теперь и «мультижанр» – есть в искусстве сюжеты настолько вечные, что могут превращаться в любую форму, не теряя своей магии. Одним из самых ярких событий XIX Открытого фестиваля искусств «Черешневый Лес» обещает стать новая постановка режиссера Максима Диденко и художника-перформера Айдан Салаховой: 24, 25 и 26 мая 2019 года на сцене ультрасовременного концертного зала «Зарядье» они представят свою версию всемирно известной «Кармен».

«С одной стороны, «Кармен» это что-то очень простое, а с другой стороны невероятно глубокое. Любовь и смерть. Любовь до смерти, даже любовь после смерти», – поделился своими размышлениями режиссер спектакля Максим Диденко.

Сценическую композицию по мотивам новеллы Проспера Мериме и музыки Жоржа Бизе известному в театральных кругах экспериментатору Максиму Диденко предложил воплотить на сцене художник и театральный продюсер Павел Каплевич.

Хозе, совершивший убийство юной свободолюбивой Кармен, уже старик: перед лицом смерти он предается воспоминаниям. В его начинающем гаснуть сознании проносятся картины счастливой любви и страсти, сцены ссор и жестокая расправа с возлюбленной, нарушившей клятву, – всем знакомая история будет передана языком пения, танца и стихов.

По задумке продюсера, основателя направления «полиформ» (или мультижанровых постановок) Павла Каплевича, одного и того же героя одновременно будут играть несколько разножанровых исполнителей. Так, роль главного героя, офицера Хозе, исполнят звезда театра и кино Александр Балуев, танцор Эдуард Ахметшин и солист Новой оперы и Мариинского театра Хачатур Бадалян, а партию роковой красавицы Кармен — звезда Большого театра, прима-балерина Екатерина Шипулина в составе с Людмилой Коноваловой, примой Венской Оперы и оперная дива Карина Хэрунц. Баритон Василий Ладюк воплотит на сцене соперника Хозе, тореадора Эскамильо. Таким образом, новый спектакль объединит в себе драму, оперу и танец.

Интересный факт: в первой версии «Кармен» как раз была написана с разговорными диалогами – так требовал жанр комической оперы (именно к нему автор относил свое произведение). Композитор, который, кстати, за всю свою жизнь так и не побывал в Испании, при написании музыки вдохновлялся народными песнями и подчеркивал важность танца для раскрытия характера героини. Так что новая интерпретация на сцене «Зарядья» следует заветам Бизе.

«Страсти, бушующие в душах героев, можно передать только средствами разных видов искусств, — считает Павел Каплевич. — Такая синергия должна создать удивительный эффект, тем более что для этой работы нам удалось собрать по-настоящему звездный состав».

Павел Каплевич давно входит в круг верных друзей фестиваля «Черешневый лес». Почти каждый год он посещает традиционные высадки-посадки, принимал активное участие в открытии выставки к 150-летию Леона Бакста в Пушкинском музее, где выступил одним из первых «звездных» экскурсоводов.

Максим Диденко также не первый год сотрудничает с фестивалем. Так, постановкой одного из самых обсуждаемых театральных режиссеров нового поколения открывалась театральная программа XVII-го Открытого фестиваля искусств «Черешневый Лес»: в 2016 году на сцене Театра Наций состоялась премьера мюзикла «Цирк» с блистательной Ингеборгой Дапкунайте в главной роли.

Айдан Салахова дебютирует в новом для себя жанре: для всемирно известной художницы, многократной участницы Венецианской биеннале, чьи работы хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства и многих других музеев мира, это будет первый опыт создания сценографии и костюмов. В этом году художница также участвует в другом мероприятии «Черешневого леса» – фестивале современного искусства «ГУМ Red Line», который развернется в главном универсальном с 13 апреля по 28 мая.

Режиссером по пластике в «Кармен» выступит неоднократный лауреат «Золотой маски» Владимир Варнава, тексты написаны поэтом Михаилом Чевега, а музыку к спектаклю, которую исполнит ансамбль Questa Musica под управлением дирижера Большого театра Филиппа Чижевского, сочинил композитор Алексей Сюмак – он творчески переосмыслил всем известные мотивы оперы Бизе.

Новая площадка, которую открывает в этом году для себя «Черешневый лес», была выбрана не случайно: «Зарядье», первый в России зал-трансформер, идеально сочетается с экспериментальным характером «Кармен». Сложнейшие инженерные решения позволяют всего за 40 минут полностью преобразовать партер в плоское покрытие, а форма обеспечивает идеальную слышимость с любого места, ведь акустика создавалась японской компанией Nagata Acoustics во главе с лучшим в мире специалистом в этой области Ясухиса Тоёта (в его порфтолио – Концертный зал Мариинского театра, Disney Concert Hall в Лос-Анджелесе и недавно открытая в Гамбурге «Эльб-филармония»).

На фото Владимир Варнава, Александр Балуев, Павел Каплевич, Карина Хэрунц, Михаил Куснирович. Пресс-конференция в ИТАР-ТАСС. Фото – ИТАР-ТАСС