В Москве завершился Четвёртый фестиваль «Видеть музыку», проводимый Ассоциацией музыкальных театров при поддержке Министерства культуры и Фонда президентских грантов. Итоговым аккордом форума стала не только череда интереснейших спектаклей, которые мы смогли увидеть только благодаря фестивалю – когда еще в столице смогли бы увидеть невероятного «Фауста» Ш. Гуно, поставленного Георгием Исаакяном в Башкирском оперном театре, или гастроли Донецкого оперного театра, или сногсшибательную постановку Фабио Мастранжело оперы «Дон Паскуале» Г. Доницетти в петербургском мюзик-холле, или ставшие настоящим прорывом для своих театров «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха в постановке Оперы Коми, или драмбалет по Тургеневу «Вешние воды», специально написанный для Саратовского оперного театра Владимиром Кобекиным. Незаурядность всех этих работ обсуждалась на итоговом круглом столе критиков, который по традиции проводится в рамках Конференции, завершающей фестиваль. Такая коллегиальная дискуссия руководителей театров с представителями московских СМИ всегда порождает интереснейшие обсуждения. И на этот раз итоговый диспут фестиваля «Видеть музыку» поднял важнейшие для отечественного музыкального театра вопросы.
Круглый стол критиков ГАБТ. Лев Яковлев, Дмитрий Морозов, Александр Иняхин, Андрей Хрипин
Встречу с критиками предваряли семинары, один из которых был посвящён вопросам выстраивания взаимоотношений директоров театров с органами власти. Один из выступавших, директор Самарского оперного театра Сергей Филиппов, определил главной проблемой театров сегодня не цензуру, не нехваку кадров, а с каждым годом всё более и более скупое финансирование. Театры, как особый вид госучреждений, не должны иметь госзадание, им следует уменьшить обязательства по количеству зрителей и по доходам, а во главу угла ставить КАЧЕСТВО – художественный уровень постановок. «В госпрограмме по культуре заложено количество зрителя, но всех нас должно интересовать его качество. Мы должны воспитывать думающую аудиторию, формировать новые имена, новых композиторов… Но в рамках того госзадания, что мы имеем, это невозможно. И если мы не добьемся изменения госзадания, то театр будет стагнировать», — эти слова С. Филиппова вполне могли бы стать эпиграфом дискуссии, разгоревшейся на следующий день на круглом столе критиков.
«Тотальным омюзикливанием страны» — охарактеризовал проблему в репертуарной политике Андрей Хрипин, ставший одним из спикеров круглого стола. Другие эксперты – оперный критик Дмитрий Морозов, театровед Александр Иняхин и драматург Лев Яковлев — его единодушно поддержали. Конечно, в афише фестиваля главное место занимала опера, и среди названных в начале сверхинтересных работ, были и другие подлинные открытия, как запоминающийся, необычно переосмысленный «Джанни Скикки» Д.Пуччини Самарского оперного театра, или очень трогающая постановка «Иоланты» П.Чайковского Калининградского музыкального театра, современная опера «Две королевы», созданная Антоном Светличным по заказу Иркутского музыкального театра. Сожаление у критиков вызвало падение интереса к жанру оперетты. На фестивале был показан всего один образец этого жанра: «Сильва» Ивановского музыкального театра, и все критики отметили важность обращения к такому репертуару. Классические оперетты – богатейший и незаслуженно забытый сегодня огромный пласт музыкального репертуара, который всегда будет любим публикой и интересен для исполнения артистами и постановщиками. Но сегодня в этом репертуарном сегменте оперетту уверенно вытесняет мюзикл. Однако, некоторые образцы этого жанра не идут ни в какое сравнение с достоинствами классического наследия «лёгкого» музыкального театра.
Георгий Исаакян
Постановки таких мюзиклов метко охарактеризовал Александр Иняхин: «Много пыли, шума, но художественный выхлоп – в пустоту». К сожалению, такими были и показанные на фестивале «Монте-Кристо» Лоры Квинт, поставленный в Алтайском музыкальном театре, и несколько мюзиклов Кейта Бредбурга: «Дубровский» из Нижнего Новгорода, «Леонардо» из Севастополя и «Джейн Эйр» из Оренбурга. «Сложно слушать музыку, в которой отсутствует драматургия, это слишком напоминает телешоу «Песня года». Некоторые фабульные линии в «Джейн Эйр» или «Леонардо» кажутся вовсе абсурдны и напоминают фарс. Хотя эти сюжеты могут быть очень серьёзно воплощены (что, в принципе, доказывает идущий в московской оперетте «Монте-Кристо»)», — с этими словами А. Иняхина соглашались многие.
Тем не менее, при всех проблемах музыкальной и драматургической партитуры, в этих спектаклях, несомненно, есть свои интересные стороны. Немало впечатляющих артистических работ, сильные голоса, яркие артистические темпераменты. Мюзикл «Леонардо» удостоился всеобщих похвал за сценографию. Отметив мастерство всей команды постановщиков, критики особенно выделили работу художника Юрия Суракевича. «Удивил и очаровал», по словам Дмитрия Морозова, мюзикл «Шербурские зонтики» петербургского театра «Карамоль». Это серьёзная, мощная, художественно цельная постановка, с ярким постановочным прочтением и сильными артистическими работами, а главное, сохраняющая интонацию и стиль великого фильма.
Интересными примерами мюзиклов критики навали и открывший фестиваль спектакль петербургского театра «Зазеркалье» «Белый клык» (на музыку Анастасии Беспаловой), и «Три мушкетера» (на музыку Владимира Качесова) Театра Геннадия Чихачёва. В этих работах важнейшее достоинство – выразительное музыкально-драматургическое решение замысла, позволяющее постановщикам создать цельный и яркий спектакль, а исполнителям реализовать свои самые сильные стороны.
Григорий Спектор
Примером прекрасного баланса между высоко художественным и «потребительским» театром Андрей Хрипин назвал постановку петербургского театра «Зазеркалье» оперы «Севильский цирюльник» Д.Россини. На этом спектакле зал был полон, и публика принимала восторженно. Это лучшее доказательство и всем дискуссиям с критиками о снижении планки в репертуарных пристрастиях театров, и словам директоров о необходимости выбора в пользу высоких художественных решений перед угодничеством массовому потребительскому вкусу. Обязательства по количественному заполнению зала и кассы не должны уничтожать высокое искусство, которому, не смотря ни на что, обязана соответствовать каждая работа академического театра.
Валентина ГРАКОВА