Опера против мюзикла

830

В Москве завер­шил­ся Чет­вёр­тый фести­валь «Видеть музы­ку», про­во­ди­мый Ассо­ци­а­ци­ей музы­каль­ных теат­ров при под­держ­ке Мини­стер­ства куль­ту­ры и Фон­да пре­зи­дент­ских гран­тов. Ито­го­вым аккор­дом фору­ма ста­ла не толь­ко чере­да инте­рес­ней­ших спек­так­лей, кото­рые мы смог­ли уви­деть толь­ко бла­го­да­ря фести­ва­лю – когда еще в сто­ли­це смог­ли бы уви­деть неве­ро­ят­но­го «Фау­ста» Ш. Гуно, постав­лен­но­го Геор­ги­ем Иса­а­кя­ном в Баш­кир­ском опер­ном теат­ре, или гастро­ли Донец­ко­го опер­но­го теат­ра, или сног­сши­ба­тель­ную поста­нов­ку Фабио Мастран­же­ло опе­ры «Дон Пас­куа­ле» Г. Дони­цет­ти в петер­бург­ском мюзик-хол­ле, или став­шие насто­я­щим про­ры­вом для сво­их теат­ров «Сказ­ки Гоф­ма­на» Ж. Оффен­ба­ха в поста­нов­ке Опе­ры Коми, или драм­ба­лет по Тур­ге­не­ву «Веш­ние воды», спе­ци­аль­но напи­сан­ный для Сара­тов­ско­го опер­но­го теат­ра Вла­ди­ми­ром Кобе­ки­ным. Неза­у­ряд­ность всех этих работ обсуж­да­лась на ито­го­вом круг­лом сто­ле кри­ти­ков, кото­рый по тра­ди­ции про­во­дит­ся в рам­ках Кон­фе­рен­ции, завер­ша­ю­щей фести­валь. Такая кол­ле­ги­аль­ная дис­кус­сия руко­во­ди­те­лей теат­ров с пред­ста­ви­те­ля­ми мос­ков­ских СМИ все­гда порож­да­ет инте­рес­ней­шие обсуж­де­ния. И на этот раз ито­го­вый дис­пут фести­ва­ля «Видеть музы­ку» под­нял важ­ней­шие для оте­че­ствен­но­го музы­каль­но­го теат­ра вопросы.

Круг­лый стол кри­ти­ков ГАБТ. Лев Яко­влев, Дмит­рий Моро­зов, Алек­сандр Иня­хин, Андрей Хрипин

Встре­чу с кри­ти­ка­ми пред­ва­ря­ли семи­на­ры, один из кото­рых был посвя­щён вопро­сам выстра­и­ва­ния вза­и­мо­от­но­ше­ний дирек­то­ров теат­ров с орга­на­ми вла­сти. Один из высту­пав­ших, дирек­тор Самар­ско­го опер­но­го теат­ра Сер­гей Филип­пов, опре­де­лил глав­ной про­бле­мой теат­ров сего­дня не цен­зу­ру, не нехва­ку кад­ров, а с каж­дым годом всё более и более ску­пое финан­си­ро­ва­ние. Теат­ры, как осо­бый вид гос­учре­жде­ний, не долж­ны иметь гос­за­да­ние, им сле­ду­ет умень­шить обя­за­тель­ства по коли­че­ству зри­те­лей и по дохо­дам, а во гла­ву угла ста­вить КАЧЕСТВО – худо­же­ствен­ный уро­вень поста­но­вок. «В гос­про­грам­ме по куль­ту­ре зало­же­но коли­че­ство зри­те­ля, но всех нас долж­но инте­ре­со­вать его каче­ство. Мы долж­ны вос­пи­ты­вать дума­ю­щую ауди­то­рию, фор­ми­ро­вать новые име­на, новых ком­по­зи­то­ров… Но в рам­ках того гос­за­да­ния, что мы име­ем, это невоз­мож­но. И если мы не добьем­ся изме­не­ния гос­за­да­ния, то театр будет стагни­ро­вать», — эти сло­ва С. Филип­по­ва вполне мог­ли бы стать эпи­гра­фом дис­кус­сии, раз­го­рев­шей­ся на сле­ду­ю­щий день на круг­лом сто­ле критиков.

«Тоталь­ным омю­зик­ли­ва­ни­ем стра­ны» — оха­рак­те­ри­зо­вал про­бле­му в репер­ту­ар­ной поли­ти­ке Андрей Хри­пин, став­ший одним из спи­ке­ров круг­ло­го сто­ла. Дру­гие экс­пер­ты – опер­ный кри­тик Дмит­рий Моро­зов, теат­ро­вед Алек­сандр Иня­хин и дра­ма­тург Лев Яко­влев — его еди­но­душ­но под­дер­жа­ли. Конеч­но, в афи­ше фести­ва­ля глав­ное место зани­ма­ла опе­ра, и сре­ди назван­ных в нача­ле сверх­ин­те­рес­ных работ, были и дру­гие под­лин­ные откры­тия, как запо­ми­на­ю­щий­ся, необыч­но пере­осмыс­лен­ный «Джан­ни Скик­ки» Д.Пуччини Самар­ско­го опер­но­го теат­ра, или очень тро­га­ю­щая поста­нов­ка «Иолан­ты» П.Чайковского Кали­нин­град­ско­го музы­каль­но­го теат­ра, совре­мен­ная опе­ра «Две коро­ле­вы», создан­ная Анто­ном Свет­лич­ным по зака­зу Иркут­ско­го музы­каль­но­го теат­ра. Сожа­ле­ние у кри­ти­ков вызва­ло паде­ние инте­ре­са к жан­ру опе­рет­ты. На фести­ва­ле был пока­зан все­го один обра­зец это­го жан­ра: «Силь­ва» Ива­нов­ско­го музы­каль­но­го теат­ра, и все кри­ти­ки отме­ти­ли важ­ность обра­ще­ния к тако­му репер­ту­а­ру. Клас­си­че­ские опе­рет­ты – бога­тей­ший и неза­слу­жен­но забы­тый сего­дня огром­ный пласт музы­каль­но­го репер­ту­а­ра, кото­рый все­гда будет любим пуб­ли­кой и инте­ре­сен для испол­не­ния арти­ста­ми и поста­нов­щи­ка­ми. Но сего­дня в этом репер­ту­ар­ном сег­мен­те опе­рет­ту уве­рен­но вытес­ня­ет мюзикл. Одна­ко, неко­то­рые образ­цы это­го жан­ра не идут ни в какое срав­не­ние с досто­ин­ства­ми клас­си­че­ско­го насле­дия «лёг­ко­го» музы­каль­но­го театра. 

Геор­гий Исаакян

Поста­нов­ки таких мюзик­лов мет­ко оха­рак­те­ри­зо­вал Алек­сандр Иня­хин: «Мно­го пыли, шума, но худо­же­ствен­ный выхлоп – в пусто­ту». К сожа­ле­нию, таки­ми были и пока­зан­ные на фести­ва­ле «Мон­те-Кри­сто» Лоры Квинт, постав­лен­ный в Алтай­ском музы­каль­ном теат­ре, и несколь­ко мюзик­лов Кей­та Бред­бур­га: «Дуб­ров­ский» из Ниж­не­го Нов­го­ро­да, «Лео­нар­до» из Сева­сто­по­ля и «Джейн Эйр» из Орен­бур­га. «Слож­но слу­шать музы­ку, в кото­рой отсут­ству­ет дра­ма­тур­гия, это слиш­ком напо­ми­на­ет теле­шоу «Пес­ня года». Неко­то­рые фабуль­ные линии в «Джейн Эйр» или «Лео­нар­до» кажут­ся вовсе абсурд­ны и напо­ми­на­ют фарс. Хотя эти сюже­ты могут быть очень серьёз­но вопло­ще­ны (что, в прин­ци­пе, дока­зы­ва­ет иду­щий в мос­ков­ской опе­рет­те «Мон­те-Кри­сто»)», — с эти­ми сло­ва­ми А. Иня­хи­на согла­ша­лись многие. 

Тем не менее, при всех про­бле­мах музы­каль­ной и дра­ма­тур­ги­че­ской пар­ти­ту­ры, в этих спек­так­лях, несо­мнен­но, есть свои инте­рес­ные сто­ро­ны. Нема­ло впе­чат­ля­ю­щих арти­сти­че­ских работ, силь­ные голо­са, яркие арти­сти­че­ские тем­пе­ра­мен­ты. Мюзикл «Лео­нар­до» удо­сто­ил­ся все­об­щих похвал за сце­но­гра­фию. Отме­тив мастер­ство всей коман­ды поста­нов­щи­ков, кри­ти­ки осо­бен­но выде­ли­ли рабо­ту худож­ни­ка Юрия Сура­ке­ви­ча. «Уди­вил и оча­ро­вал», по сло­вам Дмит­рия Моро­зо­ва, мюзикл «Шер­бур­ские зон­ти­ки» петер­бург­ско­го теат­ра «Кара­моль». Это серьёз­ная, мощ­ная, худо­же­ствен­но цель­ная поста­нов­ка, с ярким поста­но­воч­ным про­чте­ни­ем и силь­ны­ми арти­сти­че­ски­ми рабо­та­ми, а глав­ное, сохра­ня­ю­щая инто­на­цию и стиль вели­ко­го фильма. 

Инте­рес­ны­ми при­ме­ра­ми мюзик­лов кри­ти­ки нава­ли и открыв­ший фести­валь спек­такль петер­бург­ско­го теат­ра «Зазер­ка­лье» «Белый клык» (на музы­ку Ана­ста­сии Бес­па­ло­вой), и «Три муш­ке­те­ра» (на музы­ку Вла­ди­ми­ра Каче­со­ва) Теат­ра Ген­на­дия Чиха­чё­ва. В этих рабо­тах важ­ней­шее досто­ин­ство – выра­зи­тель­ное музы­каль­но-дра­ма­тур­ги­че­ское реше­ние замыс­ла, поз­во­ля­ю­щее поста­нов­щи­кам создать цель­ный и яркий спек­такль, а испол­ни­те­лям реа­ли­зо­вать свои самые силь­ные стороны. 

Гри­го­рий Спектор

При­ме­ром пре­крас­но­го балан­са меж­ду высо­ко худо­же­ствен­ным и «потре­би­тель­ским» теат­ром Андрей Хри­пин назвал поста­нов­ку петер­бург­ско­го теат­ра «Зазер­ка­лье» опе­ры «Севиль­ский цирюль­ник» Д.Россини. На этом спек­так­ле зал был полон, и пуб­ли­ка при­ни­ма­ла вос­тор­жен­но. Это луч­шее дока­за­тель­ство и всем дис­кус­си­ям с кри­ти­ка­ми о сни­же­нии план­ки в репер­ту­ар­ных при­стра­сти­ях теат­ров, и сло­вам дирек­то­ров о необ­хо­ди­мо­сти выбо­ра в поль­зу высо­ких худо­же­ствен­ных реше­ний перед угод­ни­че­ством мас­со­во­му потре­би­тель­ско­му вку­су. Обя­за­тель­ства по коли­че­ствен­но­му запол­не­нию зала и кас­сы не долж­ны уни­что­жать высо­кое искус­ство, кото­ро­му, не смот­ря ни на что, обя­за­на соот­вет­ство­вать каж­дая рабо­та ака­де­ми­че­ско­го театра.

Вален­ти­на ГРАКОВА

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.