РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфиша«Органные вечера в Кусково» или июльский оммаж Баху

«Органные вечера в Кусково» или июльский оммаж Баху

Июльская афиша XI фестиваля «Органные вечера в Кусково» предлагает посетителям усадьбы концерты, в которых старинная и классическая музыка соседствует с сочинениями современных авторов, джазом и музыкой из любимых кинофильмов. И почти все концертные программы в той или иной степени будут обращены к творческому наследию Иоганна Себастьяна Баха.

Программа концерта 2 июля (19.00), в котором примут участие Александр Кузавов и Гарри Еприкян, отразила важные вехи в истории скрипичного и органного искусства. Знаменитая Чакона для скрипки соло И.С.Баха и соната Дж.Тартини «Покинутая Дидона» входят в сокровищницу скрипичного репертуара. «Fratres» Арво Пярта – одно из немногих сочинений современной музыки, существующее в аранжировках буквально для любого состава, в концерте 2 июля оно прозвучит в версии для скрипки и органа. Несмотря на прекрасное сочетание этих двух инструментов – скрипки и органа, сочинений для такого ансамбля создано не слишком много. В концерте прозвучит сюита для скрипки и органа немецкого композитора эпохи романтизма Йозефа Райнбергер, а также популярная Чакона соль минор для скрипки и органа Томазо Витали в романтической обработке Леопольда Шарлье.

Лада Лабзина – главный органист и хранитель органа Московского концертного зала «Зарядье», лауреат Всероссийского и международного конкурсов, заслуженная артистка Республики Татарстан. Программа «Бах и джаз» (3 июля, 17.00) виртуозной органистки Лады Лабзиной придется по душе и любителям классического органного искусства, и ценителям исполнения джаза на органе.

В программу концерта вошли популярные произведения и хоральные обработки Баха и оригинальные произведения для органа в джазовом стиле немецкого композитора Фолькера Бройтигама, скетчи на негритянские спиричуэлс венгра Десо Анталфи; джазовые пьесы польского композитора Кшиштофа Садовски, переложения Лады Лабзиной джазовой музыки Дейва Брубека, Жульена Бре, Ги Бове, Билли Джоуэла.

Для многих ценителей музыки Иоганн Себастьян Бах – это непревзойдённая классика, символ всего органного искусства, в то же время Бах был выдающимся мастером органной импровизации. В те времена это умение было непременной составляющей мастерства любого серьёзного музыканта. Джаз – это тоже искусство импровизации, ритмическая свобода, не имеющая границ изобретательность, которой наполнены джазовые композиции.

Импровизация занимает значительное место в творчестве органистки Лады Лабзиной, победившей в Международном конкурсе им. Ф. Листа в номинации «импровизация» (Венгрия, 1999). В её концертной программе гармонично соединятся и гений Баха, и джазовая свобода самовыражения. Голос Короля инструментов прозвучит не только в токкатах, фугах и прелюдиях, он будет органичен и современен в регтаймах, негритянских спиричуэлс и французском вальсе-мюзете.

7 июля (19:00) программу «Звездные войны». Орган в 4 руки» представит дуэт «Artbene», в состав которого входят органисты Анна Ветлугина и Дмитрий Максименко. В их исполнении прозвучит симфония Густава Холста «Планеты» — это масштабное произведение стало предтечей музыкального стиля современного Голливуда. Также в программу концерта вошли сюита из киносаги «Звёздные войны» и космическая музыка Жана-Мишеля Жарра и Алексея Рыбникова. Орган часто называют «космическим» инструментом. Действительно, музыка, посвященная бескрайнему космосу, прекрасна в органном звучании.

Яркая программа «От Вивальди до музыки кино» прозвучит 14 июля (19.00) в исполнении известных музыкантов Анны Шкуровской (арфа) и Анны Сусловой (орган).

Орган и арфа — инструменты древнейшего происхождения и при этом совершенно различной звуковой природы. Сочетание их тембров дает удивительный эффект: плотное, наполняющее пространство гудение духовых труб органа — и тонкие, «полетные» вибрации арфовых струн. При этом тембровое богатство обоих инструментов в сумме приближаются к оркестровой полноте звучания. Этим и воспользовались участники дуэта арфы и органа, лауреаты международных конкурсов Анна Шкуровская и Анна Суслова, включив в программу концерта не только произведения, специально написанные для этих инструментов, но и транскрипции оркестровых сюит, концертов, а также музыку к кинофильмам таких известных композиторов, как Ян Тирсен, Эннио Морриконе и др.

Космических масштабов музыка Иоганна Себастьяна Баха способна унести воображение в полную мудрости звуковую вселенную и зарядить духовной энергией для грядущих свершений. Гигант эпохи барокко работал во всех жанрах, кроме оперы. Среди более чем 1000 известных произведений — фуги, каноны, концерты, хоралы, дивертисменты, кантаты.

Необычайно плодовитый и признанный при жизни автор был практически забыт после смерти. Но не всеми. Коллеги-композиторы, сыновья и ученики Баха, а также их последователи всегда осознавали значение его наследия.

Интерес к И.С. Баху, вспыхнув с новой силой в XIX веке, не угасает и сегодня. Прозвучат гениальные инструментальные сочинения великого композитора что, надеемся, даст нашей аудитории возможность согласиться с известным выражением Роберта Шумана: «Бах не новый, не старый. Он нечто гораздо большее — он вечный».

16 июля в 19.00 в концертной программе «Вселенная Баха» прозвучат арии из кантат, проникновенные органные хоральные прелюдии и грандиозная, драматичная фантазия и фуга соль минор, камерная соната для флейты и клавира в версии для гобоя и органа. Участники программы – Екатерина Либерова (сопрано), Михаил Штанько (гобой) и органистка Татьяна Андрианова.

21 июля в 19:00 баховская тема на фестивале «Органные вечера в Кусково» получит продолжение в программе «Бах и ученики».

Иоганн Себастьян Бах был не только великим композитором и органистом, но и прекрасным учителем. Среди его учеников были его дети и способные дети из других семей. В концертной программе – музыка самого Мастера, его сыновей Карла Филиппа Эммануэля, Иоганна Кристофа Фридриха и Вильгельма Фридемана, а также Иоганна Готфрида Мюттеля. Исполнят программу известные музыканты в области исторической интерпретации – солисты барочной капеллы «Золотой век» Александр Листратов (барочная виолончель) и Алексей Шевченко (орган). Дуэт этих двух музыкантов сложился уже более 20 лет назад. Исполнители отличаются высоким уровнем мастерства в аутентичной манере и изысканным, нетривиальным выбором произведений для концертных программ.

А 31 июля (17.00) известные органисты Александр Князев и Елена Привалова представят цикл из шести органных сонат великого Иоганна Себастьяна Баха. Мультиинструменталист Александр Князев уже неоднократно исполнял подобный цикл сольно, но в этот раз предложил исполнить шесть сонат вместе с художественным руководителем фестиваля «Органные вечера в Кусково», органисткой Еленой Приваловой. Князев исполнит три минорных сонаты, а Привалова три мажорных.

В 1727-1730 годах И.С. Бах представил новый органный жанр: трио-сонату. Этот тип сонаты – с двумя мелодическими голосами и басом или солистом и клавиром – уже долгое время широко использовался в барочной камерной музыке, например, в ансамблях флейта, скрипка и виола да гамба, но никогда еще три голоса произведения не исполнялись на одном инструменте. Благодаря искусному обращению с регистрами стало возможным достижение всего многообразия звука, на которое способен только великий инструмент, однако эти шесть трио-сонат для органа являются чрезвычайно сложными для исполнения.

Альберт Швейцер (франко-германский теолог, органист, философ) однажды сказал: «Тот, кто изучал и практиковался с этими сонатами основательно, больше не встретит никаких трудностей ни в старой, ни в новой органной литературе. […] Бах достиг абсолютной точности в своей игре – пример истинного искусства в игре на органе. В этих сложнейших трио-сонатах даже маленькая неровность может быть услышана с ужасающей ясностью…»

Иоганн Николаус Форкель, первый биограф И.С. Баха, упоминал, что композитор сочинял этот цикл для учебных целей – для своего сына Вильгельма Фридемана, которого таким образом «обучил быть великим органистом, коим он действительно стал». Вероятно, такой контекст и был причиной появления в сонатах некоторых галантных штрихов в стиле Итальянских концертов, вдохновленных операми, которые ставили в Дрездене, – большим поклонником их был Фридеман Бах.

Несмотря на свое «камерное» происхождение, эта изысканная музыка является уникальным примером взаимодействия рук и ног. Почти бесконечное изменение форм и вариаций делает эти произведения удивительным и многогранным миром. Художественную ценность этих произведений невозможно переоценить.

Подробности на сайте www.organconcert.ru .

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru