Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфиша«От Розы к Лучу. Голубая роза и Золотое руно. Истоки и продолжение»...

«От Розы к Лучу. Голубая роза и Золотое руно. Истоки и продолжение» – Живопись, графика, скульптура русских символистов 1890 – 1920-х гг.

Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына и галерея «Веллум» в содружестве с Российским национальным музеем музыки, Российским государственным архивом литературы и искусства, Саратовским государственным художественным музеем имени А.Н. Радищева, Армянским музеем «Тапан» при Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ, при поддержке Фонда наследия русского зарубежья (ФНЗР) и ряда крупных частных коллекционеров представляют выставочный проект «От Розы к Лучу. Голубая роза и Золотое руно. Истоки и продолжение».

Виктор Борисов-Мусатов. Сценка в парке. 1880-е годы

Мартирос Сарьян. Красная площадь. 1919 год

Михаил Врубель. Демон. 1890-е годы

Николай Рябушинский. Рай. 1933 год

Николай Сапунов. Натюрморт с автопортретом. 1910-1911 годы

Павел Уткин. Утренняя молитва. 1908 год

В проекте исследуется значение Николая Рябушинского – мецената, художника, издателя литературно-художественного журнала «Золотое руно» и организатора одноименных выставок. Речь пойдет о личности Рябушинского, в немалой степени изменившего путь развития отечественного искусства, о выставках «Голубой розы» и «Золотого руна», которые по сути открыли искусство импрессионистов и фовистов для российского художественного сообщества. Именно Рябушинский со своей выставочной программой обратил внимание на это направление в среде русских коллекционеров. Фактически впервые в мировой истории он создал моду и коммерциализировал новое искусство. Посетители также узнают о знаменитой вилле «Черный лебедь» в Петровском парке: с тропическими растениями, прогуливающимися павлинами и молодым леопардом у входа, с роскошной коллекцией редчайших предметов, привезенных со всех уголков мира, — вилле, ставшей символом этого удивительного, типичного и уникального одновременно персонажа русской культуры начала XX столетия.

Художественно-литературный проект пройдет в выставочном зале Дома русского зарубежья с 21 апреля до 10 сентября 2023 г. В числе авторов работ: Николай Рябушинский, Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Николай Крымов, Сергей Судейкин, Николай Сапунов, Василий Милиоти, Павел Уткин, Николай Феофилактов, Александр Матвеев, Артур Фонвизин и другие.

В рамках проекта будут представлены работы, созданные в 1890–1920-х гг., в том числе во время выхода в свет журнала «Золотое руно» и проведения одноименных выставок (1906–1909), особое внимание уделяется художникам-экспонентам выставки «Голубая роза». Закономерно, что проект обращает внимание и на литераторов, в разное время сотрудничавших с журналом. Это, в первую очередь, Андрей Белый – поэт и теоретик символизма, который подсказал название журнала в своем рассказе «Аргонавты», Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Александр Блок, Федор Сологуб.

Экспозиция выстроена вокруг фигуры Николая Рябушинского (1877–1951). Невероятное желание созидать, гедонизм и упрямство, вкупе с выдающимися финансовыми возможностями, позволило ему создать уникальное явление культуры – журнал «Золотое руно». И организовать в 1908–1910 гг. три выставки московских символистов «Голубая роза» (а после еще три выставки под эгидой журнала), в которых он участвовал и сам как художник. Кстати, сюжеты его картин очень близки поэзии символистов, а образы вещественного мира несут теософские шифры Серебряного века. Он был личностью, благодаря чутью которой рождались новые горизонты в культуре как русской, так и общеевропейской. Рябушинский не ждал прибыли от своих художественных «предприятий», его цель, абсолютно искренняя, была в другом – пропагандировать русское современное искусство. «Мой журнал будет везде — и в Японии, и в Америке, и в Европе», – говорил восторженный миллионер.

Куратор и автор идеи выставки, искусствовед Любовь Агафонова предлагает вспомнить и утвердить значение Николая Рябушинского и круга художников его журнала. «Золотое руно» – журнал литературно-художественный и именно в своей художественной части ему предстояло сказать действительно новое слово в мировой художественной культуре, обозначить целое направление в искусстве и, более того: поднять на новый, в том числе и коммерческий, уровень творчество французских импрессионистов. Если бы не экстравагантность натуры Николая Рябушинского, – история могла бы сложиться иначе. Роль русского мецената и коллекционера – весьма показательна, на что мы и хотели обратить особое внимание».

Действительно, на выставке «Салон “Золотого руна”» 1908 г. наряду с работами участников «Голубой розы» были представлены полотна импрессионистов и фовистов в тот период недооцененные на их родине, во Франции. Компанию русским символистам в выставочных залах составили работы Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Поля Гогена. Именно на этой выставке знаменитое «Ночное кафе в Арле» Винсента Ван Гога было куплено Иваном Морозовым. Большой интерес вызвали представители французского художественного авангарда – фовисты: Андре Дерен, Кеса ван Донген, Альбер Марке, а также Анри Матисс. Все они в скором времени заинтересовали крупных и с недавних пор так хорошо известных собирателей.

Третья выставка «Золотого руна» стала первым триумфом русского авангарда. С неожиданным шумным успехом у публики заявили о себе Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Петр Кончаловский, Илья Машков, Роберт Фальк. Энтузиазм Николая Рябушинского м иярко проявил любопытную преемственность символизма и авангарда в их переходных фазах в русском искусстве. На выставках, вдохновителем которых он стал, символизм соседствовал с авангардным направлением – с рождающимся лучизмом. Роза превращалась в Луч. Взаимовлияние, взаимопроникновение русской и французской художественных традиций стали очевидностью.

Манифест нового искусства, вдохновленного талантом и энергией Рябушинского, был опубликован в первом номере журнала «Золотое руно»: «…Мы твердо верим, что жить без Красоты нельзя, … мы, искатели золотого руна, развертываем наше знамя: Искусство – вечно. Искусство – едино. Искусство – символично. Искусство – свободно».

На выставке будут представлены также редкие архивные документы, рукописи, письма, фотографии из фондов Дома русского зарубежья и РГАЛИ, а также экземпляры журналов «Золотое руно». Проект сопровождает специально созданный документальный фильм о художниках круга Рябушинского; подготовлено специальное издание, включающее многочисленные иллюстрации, а также эссе искусствоведа Любови Агафоновой.

Выставка открыта для посещения с 21 апреля по 10 сентября 2023 года.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru