Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

Домой366INFO.RUПравовой гардероб: какие «маски» примеряют авторы

Правовой гардероб: какие «маски» примеряют авторы

Художники, музыканты, программисты, изобретатели и другие креаторы, так или иначе создающие результаты интеллектуальной деятельности, объединены одним словом — авторы. Однако каждый из них может выступать в различных правовых статусах, и от этого напрямую зависит уровень дохода, формат работы, популярность и перспективы развития, а также интересы тех, кто является заказчиком их продуктов и услуг. О том, как адекватно подобрать правовую «маску», в каких случаях автор передает свои исключительные права третьим лицам и с кем сегодня удобнее сотрудничать работодателям, поговорили эксперты конференции ЭРА IP Quorum «Креативная собственность: интеллектуальная экономика», недавно прошедшей в Сколково.

Расстановка сил

О том, кто такой автор, четко написано в статье 128 четвертой части ГК РФ: им признается физическое лицо, гражданин, чьим творческим трудом создано произведение или другой результат творческой деятельности (РИД). Говоря о различных креативных направлениях и профессиональных сферах, градация выглядит следующим образом: автор произведения, автор исполнения — артист, кинорежиссер, автор изобретения, полезной модели, промышленного образца, селекционных достижений, топологии интегральной микросхемы, если ее делал человек, а не машина.

— Такое классическое представление об авторе-гражданине, который не обременен никакими другими статусами, существует со времен королевы Анны. Также есть правовая маска автора-работника — того, кто создает РИДы, потому что это его служебная обязанность. С одной стороны, она понятна. При ее выборе определенным образом распределяются права, оформляются отношения, есть возможность в правовом и параллельно существующем гражданско-правовом договоре учитывать какие-то нюансы по предложенной законодателем модели. С другой стороны, в связи с этим статусом возникает несколько вопросов, которые не вполне урегулированы законодательством. Самый главный — когда есть конкуренция работодателей и временный творческий коллектив с участием работников из разных организаций. Сложность в том, как они, создавая общий продукт, будут разрешать вопросы со своими работодателями, а если к ним присоединяются сотрудники на фрилансе, ситуация еще больше запутывается, — начала дискуссию директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская.

Существуют и другие правовые маски — например, особенно распространенный в малом бизнесе статус креативного руководителя, когда предприниматель сам что-то создает. Его подтверждает информационное письмо Суда по интеллектуальным правам, в котором говорится, что руководитель организации является ее сотрудником, уполномоченным давать задания в том числе и себе самому. Еще одна маска — автор — индивидуальный предприниматель, которая, по словам Чуковской, часто «надевается» ради определенных налоговых преференций, особого налогового режима. Согласно ГК РФ индивидуальный предприниматель в своем статусе приравнивается не к физическим, а к юридическим лицам, более того — коммерческим, поэтому выбор такой ипостаси влечет за собой целый шлейф неприятных последствий, о которых даже не задумываются авторы.

Наконец, последняя маска — автор-самозанятый. Он остается гражданином, и его статус видит только налоговая служба. Минусы — невозможность привлекать кого-то к сотворчеству, нанимать сотрудников, а также ограниченный верхний предел вознаграждения.

— Самозанятость создавали не для авторов, а для специалистов по оказанию услуг. Туда хорошо вписываются фотографы и операторы, работающие на свадьбах, но не творцы. Если мне кажется, что я создаю шедевры, мне не очень подойдет этот формат. И конечно, предел заработка в 2 400 000 рублей в год для авторов, раскрученных артистов, исполнителей — это не то, к чему стоит стремиться, надевая на себя такую маску, — считает Екатерина Чуковская.

Екатерина Чуковская также рассказала, по каким критериям можно сравнивать и выбирать авторские статусы:

— Для начала — это свобода творчества и право на ошибку. В определенных режимах, таких как автор-работник, автор-подрядчик, никакой свободы и нет. Не представляю, как могут мыслить такими категориями авторы — индивидуальные предприниматели: они в принципе не могут заключать договоры авторского заказа — это может сделать только физическое лицо. Также ГК напрямую запрещает им заключать безвозмездные договоры с другими коммерческими юридическими лицами. Второй критерий выбора правовой маски — необходимость выплаты налогов и взносов. Если за автора-работника их выплачивает работодатель, то автору-самозанятому и автору — индивидуальному предпринимателю важно не забывать про эти выплаты. Третий критерий — степень ответственности. Для автора — физического лица существует ограниченная ответственность. Если он нарушил договор, не выполнил его условия или исполнил работу ненадлежащим образом, он отвечает максимум в размере реального ущерба. То есть в случае с договором заказа он вернет аванс. Если самим договором предусмотрены неустойки, автор выплачивает их, только если вместе с авансом они превышают реальный ущерб. В отличие от физического лица, предприниматель несет полную и безвиновную ответственность, потому что предпринимательство приравнивается к видам деятельности повышенной опасности.

Секрет фирмы

Дженнет Демидова, патентный поверенный РФ, IP-юрист, рассказала о том, что делать, если работник получил доступ к секретным сведениям, может ли он претендовать на права, если разработал ноу-хау для конкретной компании, и как работодателям защитить служебные результаты интеллектуальной деятельности:

— Самое интересное в законодательстве связано со служебным секретом производства (ноу-хау), который у нас является объектом интеллектуальной собственности и охраняется в качестве сведений. Очевидно, что, раз такие секретные сведения существуют, есть и человек, который их собрал, по сути создал. Несмотря на то что соответствующий режим конфиденциальности, в том числе коммерческой тайны, введен компанией (юридическим лицом). При этом в соответствии с гражданским кодексом у нас есть и служебный секрет производства, который из общих норм предполагает создание объекта работником в пределах или в связи с исполнением своих трудовых обязанностей, в некоторых случаях и по служебному заданию. Однако если мы откроем кодекс, то не найдем понятия автора секрета производства, хотя есть понятие служебного секрета производства. При том что в ГК РФ указываются авторы произведений, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий, в том числе служебных. На мой взгляд, это очень большой парадокс.

Тем не менее с момента, когда сотрудник, создавший служебное произведение, оповестил об этом работодателя, последний должен в течение трех лет предпринять одно из трех действий: либо начать самостоятельное использование этого произведения, либо передать права на него, либо оставить это в тайне. Если ни одно из них не выполнено, исключительное право на произведение возвращается работнику. В случае со служебными изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами у работодателя есть шесть месяцев для принятия одного из следующих действий: подать заявку на патентование, передать право на получение патента либо также оставить это в тайне.

Также, как отметила Дженнет, работодателям важно помнить, что по гражданскому законодательству, не связанному с трудовым, они обязаны отдельно выплачивать авторам-работникам за создание служебных РИДов авторское вознаграждение, которое не входит в фиксированный оклад. При этом работодатель не вправе обойти эти нормы, внеся в трудовой договор условие о том, что такое вознаграждение входит в сумму заработной платы — в случае чего это сыграет только в минус при судебных разбирательствах.

— Существует постановление Правительства РФ, которое регламентирует ставки по выплатам вознаграждений за служебные изобретения, полезные модели, промышленные образцы. Данные ставки применяются в том случае, если иное не предусмотрено между работодателем и работником.

Поэтому с работниками важно составлять дополнительные соглашения о создании служебных РИДов, указывая в них, что именно создается, какие суммы выплачиваются за создание, использование, лицензирование.

Если вдруг сотрудник создал классное патентоспособное решение, а работодатель не заплатил ему авторское вознаграждение, после увольнения автор может взыскать его через суд. У нас были суды, когда с работодателей взыскивалось по несколько миллионов по служебным патентам по причине того, что иное не было предусмотрено и выплачено работнику.

Особое внимание хотелось обратить на то, что у служебных произведений отсутствуют какие-либо нормативные акты, которые бы устанавливали ставки авторских вознаграждений в отсутствие иных договоренностей, как по служебным патентам.

Защита прав между прошлым и будущим

Особенно важно наладить надежную с правовой точки зрения систему, когда речь идет о создании многосоставного продукта, такого как анимационный фильм. Генеральный директор киностудии «Союзмультфильм» Борис Машковцев поделился с коллегами своим опытом, описав структуру работы «Союзмультфильма» и то, как внутри нее распределяются права и обязанности:

— Мы балансируем между «Союзмультфильмом» советского времени, в котором авторские права регулировались совершенно по другой модели, и современностью, когда новое право пишется буквально у нас на глазах. При этом наш продукт — это всегда результат коллективного труда: представить, что один человек полностью создает анимационный фильм, практически невозможно. В анимации художник-постановщик признан автором наравне с режиссером-постановщиком, композитором и автором сценария. При этом художники и сценаристы очень сильно зависят друг от друга. Для продюсеров это серьезная головная боль, потому что, пока у тебя не появится дизайн, ты не понимаешь, что это будет за фильм. И чтобы окупить анимационный продукт, нам, в отличие от классического кино, недостаточно выпустить мультфильм на экраны и продать его онлайн-кинотеатрам. 50% дохода современная анимация получает от лицензионных программ. То есть мы отделяем работу художника — персонажей, атрибутику, другие элементы произведения, РИДы и получаем возможность монетизировать их отдельно, что и позволяет выходить в плюс.

У гостей «Союзмультфильма» сегодня может возникнуть ощущение, что они попадают в большой офис IT-специалистов, и оно абсолютно оправдано:

Современная анимация — это работа с компьютерной графикой, потенциально коммерческая деятельность. При этом у нас очень сильно развито разделение труда: в компании трудятся представители 20 профессий, каждый из которых занимается конкретной операцией. Однако решающую роль играют не компьютеры, а люди, и 80% приходится на урегулирование отношений со специалистами и интеллектуальный труд, в том числе это касается и передачи прав авторов продюсерам. Мы очень серьезно занимаемся этим, потому что в конечном итоге у продюсеров на руках не остается ничего, кроме этих прав. Если раньше были эскизы, коллекции кукол, то сейчас все производится в «цифре». Хотя удивительно, что в недавнем прошлом «Союзмультфильм» не сильно заботился о своих «сокровищах», и в результате многое из того, что могло войти в фонд, часть исторического наследия «гуляет» по сети.

По словам Бориса Машковцева, в штате студии сейчас работает более 200 человек, а над проектами работает около 800, включая фрилансеров и субподрядчиков. Все проекты и взаимодействия отображаются в облаке, а налаженный рабочий конвейер позволяет систематизировать задачи. На один полный метр осуществляется 20 000–25 000 формализованных операций, и эта формализация, в частности, позволяет грамотно очищать права, поэтому трудовые отношения с художниками сейчас — самая редкая форма работы.

Музыка их связала

Если в законе о государственной поддержке кинематографии 1996 года достаточно четко прописаны моменты, связанные с наличием штатного и нештатного творческого состава, распределением прав, то в музыкальной индустрии законодательство настолько не урегулировано. Илья Чамуха, юрисконсульт «Яндекс», основатель сообщества юристов музыкальной индустрии, рассказал об оформлении правовых статусов в этой сфере:

— Музыкальная индустрия — это не только песни, это еще и обложки, клипы, запись исполнения, создание мастер-версии фонограммы. Здесь важно учитывать работу целой команды, в которую входят звукорежиссер, клипмейкер, дизайнер и другие специалисты, работающие в штате или по договору. Как правило, в штате лейбла есть дизайнер и звукорежиссер. Каждый из них является автором, поэтому для результатов их деятельности необходимо вводить режим служебных произведений.

Если говорить про отношения лейбла и артистов, то лейблы предпочитают работать по продюсерским/лицензионным/агентским договорами с ИП. Дело в том, что деятельность артиста — это не только запись песен и получение роялти, но еще и концерты, рекламная деятельность, продажа мерча. Можно легко перейти за лимит в доходе для самозанятого. Тем более при авансировании лейблом артиста.

Говоря о правовых статусах, здесь очень важно учитывать вопрос подсудности. Если вы являетесь самозанятым, то защищать ваши интересы вы будете в судах общей юрисдикции, а не арбитражных судах, будучи ИП. Преимуществом арбитражных судов является то, что в итоге вы сможете защитить свои права в специализированном Суде по интеллектуальным правам.

При этом, по мнению юриста, начинающим артистам, чтобы размещаться на площадках, достаточно оформления самозанятости. Эта же форма подходит и для персонала, который занимается сопровождающей деятельностью и не числится в штате лейбла — снимает тизеры, организовывает фотосъемки и т. д. С такими специалистами чаще всего заключаются договоры гражданско-правового характера.

* * *

Тема правовых масок и статусов авторов остается одной из самых сложных и актуальных в современном законодательстве.

— Очень многие маски в принципе не обозначены в нем. Например, сейчас на многих площадках обсуждается статус автора обучающегося для тех, кто создает дипломные, курсовые и другие подобные работы. Думаю, если в следующем году мы заявим такую же тему на конференции, нам будет о чем поговорить, — резюмировала Екатерина Чуковская.

Фото пресс-службы ЭРА IP Quorum

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru