Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМузыкальная гостинаяСтрасти по Анне: мировая премьера оперы «Анна К.»

Страсти по Анне: мировая премьера оперы «Анна К.»

13 октября 2020 года на сцене Концертного зала им. Чайковского состоялась мировая премьера оперы Александра Журбина «Анна К» под эгидой сразу двух крупных музыкально-театральных форумов: фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» и приуроченный к юбилею композитора фестиваль «Серьезно и легко!».

Фестиваль «Видеть музыку», реализуемый при поддержке Министерства культуры и с привлечением средств Фонда президентских грантов, отмечает свой первый юбилей: в этом году фестиваль проходит уже в пятый раз. И, как всегда, афиша этого форума наполнена самыми разножанровыми произведениями: операми, опереттами, мюзиклами. Приятно отметить, что первый юбилей фестиваля органично объединился с юбилеем видного композитора Александра Журбина.

Название оперы, «Анна К», адресует зрителя к роману Льва Толстого «Анна Каренина». Журбин создал данную оперу ещё в 2014-м году, но ее сценическая судьба оказалась непростой. Повсеместный всплеск композиторского интереса к роману Л. Толстого породил массу музыкально-театральных решений в жанрах мюзикла и балета. Они были поставлены во многих московских и российских театрах, а в сезонах 2015-2016 годов и далее разнообразные «Анны Каренины» не сходили с театральных афиш. Изначально запланированная постановка «Анны К» в Большом театре не состоялась, и премьеру пришлось отложить на несколько лет, возможно, именно для того, чтобы триумфально представить ее на юбилейном фестивале композитора.

Александр Журбин задумал свою «Анну К» как «гранд опера», в самом хорошем смысле этого определения. И действительно, в «Анне К» налицо все признаки «большой оперы»: масштабное, почти трехчасовое двухактное действо с ариями и ансамблями, с привлечением большого симфонического оркестра и хора. Опера была представлена в сценической версии. Деликатно выполненная, но привлекающая внимание режиссура Игоря Яцко придает постановке формат semi-stage. В этом композитор находит только плюсы, ведь за масштабом декораций и роскошью костюмов музыка порой ускользает от зрителя. В основу либретто (авторы Анна Родионова и Сергей Плотов) положена вымышленная история, рассказанная от лица дочери Анны — юной Аннушки Карениной, отмеченной в романе Толстого лишь пунктиром. Создатели же оперы транслируют через образ юной героини свою рефлексию по поводу трагической истории большой любви и забвения. Действие оперы разворачивается в двух временных отрезках: 70-х годах XIX века и 1893-м году. Для юной Анны, противящейся желанию отца выдать её за престарелого, но «выгодного» жениха, череда событий раскрывается через воспоминания очевидцев истории — героев романа. Стоит отметить, что в либретто все персонажи романа Толстого сохранены. Журбин, однако, вводит ещё одного, довольно неожиданного персонажа – Петра Ильича Чайковского, осеняющего оперу незримым присутствием. В канву либретто органично включён эпизод из жизни Чайковского, связанный с холодным приемом его Шестой симфонии в 1893-м году. Журбин проводит параллель между Анной Карениной и Петром Ильичом, который, по мнению композитора, покончил с собой вскоре после провала Шестой симфонии. Трагическая гибель Анны вынесена в пролог оперы и является точкой отсчета многослойного текста, насыщенного флэшбэками, воспоминаниями и комментариями. Роль комментатора выполняет хор, расположенный по антифонному принципу на сценических балконах и функционально подобный хору-комментатору в античных трагедиях. Он является своего рода Гласом Высшего Общества, выносящего обвинительный приговор и Анне, и Шестой симфонии Чайковского.

Либретто оперы имеет сложную, многоуровневую структуру, однако, четкая сюжетная линия помогает не запутаться в хитросплетении событий и многочисленных отсылок. Кроме того, речь героев-аристократов отмечена бытовой простотой, что отдаляет их от прообразов Толстого и приближает к современности, где зрителю проще найти что-то своё. В сюжете сплетаются прошлое, настоящее и будущее в попытке героев заглянуть в двадцатый век, с которым они связывают свои надежды. Но комментатор (он же режиссер — Игорь Яцко) в итоге выносит вердикт – этот век станет самым страшным в мировой истории.

Музыка оперы гармонично сочетает сложность и демократичность, одновременно полифонична и прозрачна, а в парадигму тонального мышления композитор деликатно встраивает элементы различных техник XX века. Музыкальная ткань оперы плотно «прошита» лейтмотивами и музыкально-смысловыми арками, например, не лишённой звукоизобразительности темой поезда и мотивом осуждения Анны. Отдавая дань Чайковскому, композитор искусно подмешивает к музыкальной палитре цитаты из опер и симфоний композитора.

Магистральное движение оперы подчинено вальсу, поскольку произведение намеренно уподобляется балу, на котором юная Аннушка становится дебютанткой. Налицо параллель с другой героиней Толстого – Наташей Ростовой. Александр Журбин подчеркивает родство двух Анн прежде всего музыкально. Яркие и выразительные мелодии арий, написанных в довольно высоких тесситурах, подчеркивают драматизм и искренность высказывания главных героинь. Партию Аннушки исполнила Екатерина Чудотворова, партию Анны – Елена Терентьева. Образ нянюшки — персонажа из народа — удачно решен выбором исполнительницы: фольклорной певицы Надежды Крыгиной.

По словам Александра Журбина, состав исполнителей менялся неоднократно, но в итоге получился оптимальным. Среди исполнительских удач также хочется отметить Евгения Либермана (Каренин), Андрея Бреуса (Вронский), Евгению Сегенюк (Лидия Ивановна). Трогательно и непосредственно исполнил роль маленького Сережи Богдан Нагай, ученик детской музыкальной школы им. Глиэра, взрослого Сергея играет Максим Сажин. И конечно же, огромная работа проделана коллективом Государственной симфонической капеллы под руководством Валерия Полянского, быстро и качественно освоившей сложную и масштабную партитуру.

Татьяна ТХАРЁВА,
Фотографии предоставленны Оргкомитетом фестиваля

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru