Страсти по Анне: мировая премьера оперы «Анна К.»

222

13 октября 2020 года на сцене Концертного зала им. Чайковского состоялась мировая премьера оперы Александра Журбина «Анна К» под эгидой сразу двух крупных музыкально-театральных форумов: фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» и приуроченный к юбилею композитора фестиваль «Серьезно и легко!».

Фестиваль «Видеть музыку», реализуемый при поддержке Министерства культуры и с привлечением средств Фонда президентских грантов, отмечает свой первый юбилей: в этом году фестиваль проходит уже в пятый раз. И, как всегда, афиша этого форума наполнена самыми разножанровыми произведениями: операми, опереттами, мюзиклами. Приятно отметить, что первый юбилей фестиваля органично объединился с юбилеем видного композитора Александра Журбина.

Название оперы, «Анна К», адресует зрителя к роману Льва Толстого «Анна Каренина». Журбин создал данную оперу ещё в 2014-м году, но ее сценическая судьба оказалась непростой. Повсеместный всплеск композиторского интереса к роману Л. Толстого породил массу музыкально-театральных решений в жанрах мюзикла и балета. Они были поставлены во многих московских и российских театрах, а в сезонах 2015-2016 годов и далее разнообразные «Анны Каренины» не сходили с театральных афиш. Изначально запланированная постановка «Анны К» в Большом театре не состоялась, и премьеру пришлось отложить на несколько лет, возможно, именно для того, чтобы триумфально представить ее на юбилейном фестивале композитора.

Александр Журбин задумал свою «Анну К» как «гранд опера», в самом хорошем смысле этого определения. И действительно, в «Анне К» налицо все признаки «большой оперы»: масштабное, почти трехчасовое двухактное действо с ариями и ансамблями, с привлечением большого симфонического оркестра и хора. Опера была представлена в сценической версии. Деликатно выполненная, но привлекающая внимание режиссура Игоря Яцко придает постановке формат semi-stage. В этом композитор находит только плюсы, ведь за масштабом декораций и роскошью костюмов музыка порой ускользает от зрителя. В основу либретто (авторы Анна Родионова и Сергей Плотов) положена вымышленная история, рассказанная от лица дочери Анны – юной Аннушки Карениной, отмеченной в романе Толстого лишь пунктиром. Создатели же оперы транслируют через образ юной героини свою рефлексию по поводу трагической истории большой любви и забвения. Действие оперы разворачивается в двух временных отрезках: 70-х годах XIX века и 1893-м году. Для юной Анны, противящейся желанию отца выдать её за престарелого, но «выгодного» жениха, череда событий раскрывается через воспоминания очевидцев истории – героев романа. Стоит отметить, что в либретто все персонажи романа Толстого сохранены. Журбин, однако, вводит ещё одного, довольно неожиданного персонажа – Петра Ильича Чайковского, осеняющего оперу незримым присутствием. В канву либретто органично включён эпизод из жизни Чайковского, связанный с холодным приемом его Шестой симфонии в 1893-м году. Журбин проводит параллель между Анной Карениной и Петром Ильичом, который, по мнению композитора, покончил с собой вскоре после провала Шестой симфонии. Трагическая гибель Анны вынесена в пролог оперы и является точкой отсчета многослойного текста, насыщенного флэшбэками, воспоминаниями и комментариями. Роль комментатора выполняет хор, расположенный по антифонному принципу на сценических балконах и функционально подобный хору-комментатору в античных трагедиях. Он является своего рода Гласом Высшего Общества, выносящего обвинительный приговор и Анне, и Шестой симфонии Чайковского.

Либретто оперы имеет сложную, многоуровневую структуру, однако, четкая сюжетная линия помогает не запутаться в хитросплетении событий и многочисленных отсылок. Кроме того, речь героев-аристократов отмечена бытовой простотой, что отдаляет их от прообразов Толстого и приближает к современности, где зрителю проще найти что-то своё. В сюжете сплетаются прошлое, настоящее и будущее в попытке героев заглянуть в двадцатый век, с которым они связывают свои надежды. Но комментатор (он же режиссер – Игорь Яцко) в итоге выносит вердикт – этот век станет самым страшным в мировой истории.

Музыка оперы гармонично сочетает сложность и демократичность, одновременно полифонична и прозрачна, а в парадигму тонального мышления композитор деликатно встраивает элементы различных техник XX века. Музыкальная ткань оперы плотно «прошита» лейтмотивами и музыкально-смысловыми арками, например, не лишённой звукоизобразительности темой поезда и мотивом осуждения Анны. Отдавая дань Чайковскому, композитор искусно подмешивает к музыкальной палитре цитаты из опер и симфоний композитора.

Магистральное движение оперы подчинено вальсу, поскольку произведение намеренно уподобляется балу, на котором юная Аннушка становится дебютанткой. Налицо параллель с другой героиней Толстого – Наташей Ростовой. Александр Журбин подчеркивает родство двух Анн прежде всего музыкально. Яркие и выразительные мелодии арий, написанных в довольно высоких тесситурах, подчеркивают драматизм и искренность высказывания главных героинь. Партию Аннушки исполнила Екатерина Чудотворова, партию Анны – Елена Терентьева. Образ нянюшки – персонажа из народа – удачно решен выбором исполнительницы: фольклорной певицы Надежды Крыгиной.

По словам Александра Журбина, состав исполнителей менялся неоднократно, но в итоге получился оптимальным. Среди исполнительских удач также хочется отметить Евгения Либермана (Каренин), Андрея Бреуса (Вронский), Евгению Сегенюк (Лидия Ивановна). Трогательно и непосредственно исполнил роль маленького Сережи Богдан Нагай, ученик детской музыкальной школы им. Глиэра, взрослого Сергея играет Максим Сажин. И конечно же, огромная работа проделана коллективом Государственной симфонической капеллы под руководством Валерия Полянского, быстро и качественно освоившей сложную и масштабную партитуру.

Татьяна ТХАРЁВА,
Фотографии предоставленны Оргкомитетом фестиваля

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.