РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

Домой366INFO.RUЦентр художественной экспертизы имени И.Е.Репина установил подлинность двух графических работ Ивана Айвазовского

Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина установил подлинность двух графических работ Ивана Айвазовского

Айвазовский И.К. () «Корабль в бушующем море». 1883 (). Тонированная бумага, гр. карандаш, белила. Подпись и дата справа внизу

В Центре художественной экспертизы проходили исследование два парных рисунка И.К. Айвазовского 1880-х годов, исполненных графитным карандашом – наиболее распространенная техника рисунков художника. В первую очередь, обращается внимание на стилистику. Это изобразительный мотив (конечно, в большинстве своем это чудесные марины с парусниками), композиционное решение, характер деликатных тонких линий в сочетании с растушевкой, а также особое построение световоздушного пространства и движения моря, достигнутое минимальными средствами.

На первый взгляд, может показаться, что такая манера академического рисунка у многих художников весьма однотипна. Но дальше, стоит углубиться именно в технику.

Карандаш не имеет собственных признаков старения, в отличие от бумаги. Для Айвазовского крайне типично использование в качестве основы папье-пелле (papier-pelle). Это фабричная грунтованная гипсом бумага, слегка тонированная или вовсе без тона, которая стала очень популярна среди рисовальщиков Европы и России во второй половине XIX века. Эта бумага была очень удобна в применении, позволяла использовать разные технические приемы: штриховку, тушевку и проскребание до грунта, что часто применял на своих рисунках и И. К. Айвазовский и что можно заметить на исследуемых рисунках. Особенностью работы на папье-пелле, было и то, что рисунок нельзя было править, поэтому требовалось особе мастерство рисовальщика. Подлинность подобной бумаги можно определить по типу волокон использованного картона, а также по результатам рентгенофлуоресценого анализа, который позволяет определить материал грунта и его соответствие материалам XIX века.

Таким образом, сложив как паззл типичные материалы, особенности техники и индивидуальную стилистику, становится вполне возможным атрибутировать и подтвердить подлинность рисунков И. К. Айвазовского.

Айвазовский И.К. () «Шторм». 1881 (). Тонированная бумага, гр. карандаш, белила. Подпись и дата слева внизу. На обороте надпись

Иван Константинович Айвазовский – один из самых значительных художников XIX века и наиболее крупная фигура на современном арт-рынке. Его работы – живописные и графические – регулярно появляются на аукционах и неизменно остаются востребованными. Следовательно, правильная атрибуция произведений художника, выделение подлинных работ из числа копий, ученических подражаний и подделок (в том числе, созданных еще при жизни художника) особенно важная и при этом сложная задача. И если в экспертизе живописных произведений порой нелегко определить руку автора, то в работе с рисунком может быть даже сложнее.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru