24 октября 2021 года в кафедральном соборе св. Петра и Павла Collegium Musicum начинает цикл «Голоса Вселенной: орган XXI века». Это беспрецедентный по масштабу проект, в котором будет звучать органная музыка классиков авангарда XX века и современных композиторов. Цикл продлится с октября 2021 года по май 2022-го и включает пять программ, представляющих широчайшую палитру современной органной музыки: от Оливье Мессиана, первым открывшего новые горизонты органных звучаний в 1930-е, и Дьёрдя Лигети, в 1960-е полностью перевернувшего представление о возможностях инструмента, до многочасовой органной инсталляции. Часть произведений прозвучит в России впервые.
«Церковный орган в представлении большинства людей – инструмент консервативный, такая машина времени, чье звучание переносит в прошлое. Но почти вся самая радикальная органная музыка рождалась в церкви. Мессиан всю жизнь служил церковным органистом, Лигети свои сочинения создавал и записывал в условиях соборной акустики, самое фантастическое исполнение пьесы Джона Кейджа As Slow as Possible, рассчитанное на 639 лет, – о таком вряд ли мог мечтать сам автор – запустили на органе в немецком соборе. Наш фонд уже восемь лет представляет программы, в которых звучит классика органного репертуара, теперь настало время показать, на что еще способен этот инструмент. Уверяю вас, это прорыв в иную реальность, а каждый концерт – потрясение», – комментирует директор фонда Collegium Musicum Олег Романенко.
24 октября цикл открывает титулярный органист Папской Базилики св. Михаила (Мадрид) Даниэль Сальвадор – он исполнит все органные сочинения Дьёрдя Лигети. Именно Лигети – композитор, чья музыка создает атмосферу фильмов Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» и «Сияние», – совершил настоящую революцию в восприятии органа. Его органные опусы и сегодня, в век электроники, звучат как послание из далекой галактики. Услышать пьесы Лигети на историческом органе в уникальной акустике собора – неповторимый экзистенциальный опыт для любого человека, даже далекого от музыкального авангарда.
18 декабря Марианна Высоцкая выступит в рамках Рождественского фестиваль «Адвент» с программой «Органные фрески: от Мессиана до наших дней». Это панорама органной музыки последнего столетия, в которой представлены и классики (Мессиан, Лангле, Пярт), и яркие зарубежные авторы (Кампо, Яманучи), и целая плеяда отечественных композиторов (Альфред Шнитке, Валерий Кикта, Фарадж Караев), в том числе прозвучит российская премьера пьесы «Love» Дмитрия Смирнова, умершего прошлой весной от коронавируса.
Панораму продолжит программа композитора и органиста Игоря Гольденберга «Симфония тысячи голосов» (6 февраля 2022). Он исполнит красочные полотна крупнейших мастеров французской органной школы (Дюрюфле, Дюпре, Лангле), вернется к ранним истокам современной музыки (Айвз, Скрябин), вспомнит выдающегося советского композитора и педагога, своего учителя Альберта Лемана и познакомит публику с собственными сочинениями.
Самая необычная программа – четырехчасовые «Медитации на органе» (7 апреля). Это размышление об архитектурных свойствах музыки и музыкальных свойствах архитектуры, найденных в архитектурном музыкальном инструменте. «Звук и тишина, свободно раскрывающиеся в пространстве и времени», – так описывает свою концертную инсталляцию немецкая органистка и композитор Эва-Мария Хубен, один из самых заметных представителей международной композиторской группы Wandelweiser, занимающейся тихой музыкой и практиками глубокого слушания. Концерт пройдет в рамках Международного фестиваля «Музыка Пространство Архитектура».
Последняя программа цикла (22 мая 2022) – некий итог пути. В концерте «Organum novum: 50 звуковых лет» Илья Фёлльми-Кудрявцев (Швейцария) исполнит сочинения, созданные для органа в последние 50 лет; все они, кроме известной пьесы Кейджа Souvenir, прозвучат в России впервые. Среди авторов профессор Цюрихского университета искусств и органист кафедрального собора в Берне Даниэль Глаус, британец Майкл Финнисси и один из титанов современной музыки Хайнц Холлигер – все они так или иначе представляют направление новой сложности и развивают принципы крупнейших композиторов послевоенного авангарда. Этот концерт – настоящий вызов и для солиста, и для слушателей, он требует смелости и открытости, но точно можно сказать, что для тех, кто пройдет этот путь, музыкальная картина мир уже никогда не будет прежней.

Вы можете оказать поддержку нашему СМИ, пожертвовав произвольную сумму денежных средств по предложенной ссылке или воспользоваться QR-кодом. Оператор пожертвований – сервис CloudTips (от Тинькофф и CloudPayments).
С уважением и благодарностью, главный редактор Ольга Неснова.