Участники Creative Global Talks обсудили пути восстановления творческих индустрий после пандемии

228

В кон­це фев­ра­ля 2021 года Евразий­ская кон­фе­де­ра­ция обществ пра­во­об­ла­да­те­лей (ЕАКОП) орга­ни­зо­ва­ла интер­нет-дис­кус­сию «Куль­ту­ра и твор­че­ские инду­стрии в Рос­сии». Меро­при­я­тие состо­я­лось на создан­ной ЕАКОП меж­ду­на­род­ной ком­му­ни­ка­ци­он­ной пло­щад­ке Creative Global Talks.

По ито­гам 2020 года рынок твор­че­ских инду­стрий в офлайн-сег­мен­те сокра­тил­ся более чем в 2,5 раза, отме­ча­ет­ся в иссле­до­ва­нии агент­ства InterMedia. При этом в онлайн-сек­то­ре про­дол­жил­ся ста­биль­ный рост, что обу­слов­ле­но осо­бен­но­стя­ми вынуж­ден­ной изо­ля­ции в пери­од борь­бы с виру­сом. Все про­ис­хо­дя­щее в боль­шин­стве слу­ча­ев крайне нега­тив­но ска­за­лось на дея­тель­но­сти пред­ста­ви­те­лей твор­че­ских инду­стрий, что потре­бо­ва­ло оцен­ки даль­ней­шей ситу­а­ции в отрас­ли и поис­ка воз­мож­ных реше­ний воз­ник­ших про­блем. Постав­лен­ные вопро­сы объ­еди­ни­ли участ­ни­ков дис­кус­сии — пред­ста­ви­те­лей про­фес­си­о­наль­ной сфе­ры, уче­ных, юри­стов. В ходе встре­чи экс­пер­ты рас­ска­за­ли о состо­я­нии твор­че­ских инду­стрий как на осно­ве лич­но­го опы­та, так и по резуль­та­там ста­ти­сти­че­ской и ана­ли­ти­че­ской работы.

Откры­вая дис­кус­сию, моде­ра­тор — глав­ный редак­тор инфор­ма­ци­он­но­го агент­ства InterMedia Евге­ний Сафро­нов — обра­тил вни­ма­ние на то, что пан­де­мия прак­ти­че­ски при­оста­но­ви­ла про­цесс раз­ви­тия твор­че­ских инду­стрий. Точ­но оце­нить соиз­ме­ри­мость потерь не пред­став­ля­ет­ся кор­рект­ным вви­ду того, что убыт­ки каж­до­го из направ­ле­ний — бюд­жет­но­го и ком­мер­че­ско­го — ока­за­лись кри­тич­ны для всех, невзи­рая на отно­си­тель­но ста­биль­ное суще­ство­ва­ние послед­не­го. Под угро­зу выжи­ва­ния была постав­ле­на зре­лищ­ная инду­стрия, кото­рая под вли­я­ни­ем внеш­них фак­то­ров фак­ти­че­ски впа­ла в состо­я­ние ана­би­о­за, одна­ко и на теку­щий год про­гноз так­же весь­ма без­ра­дост­ный. «О вос­ста­нов­ле­нии речь не идет, хотя в пер­спек­ти­ве ожи­да­ет­ся рост отрас­ли в срав­не­нии с 2020 годом, воз­мож­но до уров­ня 2017 года. При этом сле­ду­ет пони­мать, что Рос­сия — одна из самых про­грес­сив­ных стран мира с точ­ки зре­ния под­держ­ки куль­ту­ры, в свя­зи с чем уже на сего­дня неко­то­рые куль­тур­ные инсти­ту­ции бла­го­да­ря под­держ­ке госу­дар­ства начи­на­ют откры­вать свои две­ри для посе­ти­те­лей», — пояс­нил он.

Оце­ни­вая вли­я­ние пан­де­мии, пред­се­да­тель прав­ле­ния Рос­сий­ско­го Автор­ско­го Обще­ства Мак­сим Дмит­ри­ев, уточ­нил, что за про­шлый год вырос­ла при­вле­ка­тель­ность интер­нет-сег­мен­та для участ­ни­ков твор­че­ских инду­стрий. По его сло­вам, в 2020 году доход ком­па­ний от исполь­зо­ва­ния музы­ки в интер­не­те уве­ли­чил­ся в сред­нем на 40%. В то же вре­мя автор­ские сбо­ры от «живых» кон­цер­тов, за исполь­зо­ва­ние музы­ки в обще­ствен­ных местах, кафе, барах и ресто­ра­нах сокра­ти­лись в три раза. Уве­ли­че­ние поступ­ле­ний от онлайн-дис­три­бу­ции свя­за­но с бур­ным ростом стри­мин­га — люди на изо­ля­ции слу­ша­ли музы­ку, смот­ре­ли видео, и поэто­му актив­ность в дан­ном направ­ле­нии вырос­ла, объ­яс­нил экс­перт. «Если гово­рить о тен­ден­ци­ях, нам кажет­ся, ситу­а­ция выправ­ля­ет­ся, — заявил Мак­сим Дмит­ри­ев. — В бли­жай­шее вре­мя рост циф­ро­вых про­даж будет уме­рен­ным — в пре­де­лах 10–15%. Что каса­ет­ся наших про­гно­зов по раз­ви­тию орга­ни­за­ций по кол­лек­тив­но­му управ­ле­нию пра­ва­ми, мы, к сожа­ле­нию, в крат­ко­сроч­ной пер­спек­ти­ве не смо­жем вый­ти на уро­вень докри­зис­но­го пери­о­да 2019 года. Это преж­де все­го каса­ет­ся пуб­лич­но­го испол­не­ния музы­каль­ных про­из­ве­де­ний и фоно­грамм, ведь этот сег­мент тес­но свя­зан с состо­я­ни­ем и дина­ми­кой понес­шей серьез­ные поте­ри сфе­ры обще­пи­та. Одна­ко по неко­то­рым дру­гим направ­ле­ни­ям дея­тель­но­сти мож­но рас­счи­ты­вать на более быст­рое восстановление».

На рост онлайн-сег­мен­та в 2020 году ука­зал и Евге­ний Сафро­нов: «Дея­тель­ность в сфе­ре онлайн про­дол­жит наби­рать обо­ро­ты, здесь зара­ба­ты­ва­ют сей­час боль­ше денег, чем в 2019‑м, несмот­ря на пан­де­мию, а может быть, и бла­го­да­ря ей».

Еще одну из при­чин, затруд­ня­ю­щих раз­ви­тие твор­че­ских инду­стрий в 2021 году, назвал дирек­тор Ассо­ци­а­ции пра­во­об­ла­да­те­лей по защи­те и управ­ле­нию автор­ски­ми пра­ва­ми в сфе­ре искус­ства (УПРАВИС) Эрик Валь­дес-Мар­ти­нес. С его точ­ки зре­ния, эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие невоз­мож­но без реше­ния пра­во­вых вопро­сов, осно­ван­ных на поис­ке балан­са инте­ре­сов меж­ду участ­ни­ка­ми рын­ка. «В Рос­сии суще­ству­ет запрос на пере­смотр аккре­ди­та­ции прав на копии и репро­дук­ции. К нам посту­па­ют прось­бы на исполь­зо­ва­ние про­из­ве­де­ний изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства, но из-за того, что невоз­мож­но опре­де­лить, где кон­крет­но нахо­дит­ся автор, в предо­став­ле­нии прав при­хо­дит­ся отка­зать. В неко­то­рых стра­нах, напри­мер в Шве­ции, суще­ству­ет режим аккре­ди­та­ции, кото­рый поз­во­ля­ет ОКУ­Пам давать пра­ва от име­ни всех авто­ров изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства. Это, с одной сто­ро­ны, поз­во­ля­ет легаль­но исполь­зо­вать репро­дук­ции в ком­мер­че­ских целях, а с дру­гой — все авто­ры полу­ча­ют воз­на­граж­де­ние», — заявил дирек­тор УПРАВИС.

С пози­ци­ей о необ­хо­ди­мо­сти зако­но­да­тель­ной дора­бот­ки так­же согла­си­лась певи­ца, автор, пра­во­об­ла­да­тель, и.о. Пред­се­да­те­ля Автор­ско­го Сове­та НЦИС и член Пре­зи­ди­у­ма ЕАКОП Ири­на Видо­ва-Мол­чан. По ее сло­вам, нуж­ны чет­кие меха­низ­мы выплат циф­ро­вы­ми сер­ви­са­ми автор­ских воз­на­граж­де­ний. «К при­ме­ру, в Гер­ма­нии гото­вит­ся закон, преду­смат­ри­ва­ю­щий пере­нос ответ­ствен­но­сти за раз­ме­ще­ние кон­тен­та с поль­зо­ва­те­лей на вла­дель­цев циф­ро­вых сер­ви­сов. Наде­юсь, летом эта ини­ци­а­ти­ва будет одоб­ре­на в Гер­ма­нии и подоб­ные зако­ны появят­ся во всех стра­нах мира».

Важ­ность пра­во­вой под­держ­ки отрас­ли отме­ти­ли так­же и пред­ста­ви­те­ли твор­че­ских объ­еди­не­ний — заме­сти­тель дирек­то­ра МХТ им. А.П. Чехо­ва Кари­на Кон­дра­шо­ва и пер­вый заме­сти­тель пред­се­да­те­ля прав­ле­ния Рос­сий­ско­го музы­каль­но­го сою­за Юлия Ива­ни­на. По заяв­ле­нию Юлии Ива­ни­ной, Рос­сий­ский музы­каль­ный союз уже высту­пил с ини­ци­а­ти­вой зако­но­да­тель­но усо­вер­шен­ство­вать меха­низм начис­ле­ния воз­на­граж­де­ний за исполь­зо­ва­ние кон­тен­та в сети интер­нет и на раз­лич­ных музы­каль­ных циф­ро­вых плат­фор­мах и сервисах.

Завер­ше­ние дис­кус­сии про­шло все же на пози­тив­ной ноте — участ­ни­ки Creative Global Talks ука­за­ли на то, что в 2020 году, несмот­ря на зна­чи­тель­ное сокра­ще­ние дея­тель­но­сти офлайн-сег­мен­та твор­че­ских инду­стрий, клю­че­вые игро­ки рын­ка — теат­ры, музеи, фести­ва­ли и т.д. — смог­ли осво­ить­ся в онлайн-фор­ма­тах. Одна­ко для эффек­тив­ной моне­ти­за­ции дохо­дов от циф­ро­вых плат­форм нуж­ны зако­но­да­тель­ные изме­не­ния, ведь имен­но от это­го зави­сят тем­пы роста твор­че­ских инду­стрий в дальнейшем.

В обсуж­де­нии клю­че­вых про­блем отрас­ли твор­че­ских инду­стрий так­же при­ня­ли уча­стие член прав­ле­ния Гиль­дии ком­по­зи­то­ров Сою­за кине­ма­то­гра­фи­стов РФ Андрей Бату­рин, испол­ни­тель­ный дирек­тор Ассо­ци­а­ции кон­церт­но-теат­раль­ных и билет­ных орга­ни­за­ций (КТи­БО) Вла­ди­мир Зубиц­кий, гене­раль­ный дирек­тор «Экс­по-Парк Выста­воч­ные про­ек­ты» Васи­лий Быч­ков, испол­ни­тель­ный дирек­тор Ассо­ци­а­ции ани­ма­ци­он­но­го кино Ири­на Масту­со­ва, заме­сти­тель дирек­то­ра Цен­тра науч­но-тех­ни­че­ской и инно­ва­ци­он­ной поли­ти­ки Инсти­ту­та ста­ти­сти­че­ских иссле­до­ва­ний и эко­но­ми­ки зна­ний Наци­о­наль­но­го иссле­до­ва­тель­ско­го уни­вер­си­те­та «Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки» Миха­ил Гер­шман, искус­ство­вед, заме­сти­тель пред­се­да­те­ля сек­ции скульп­ту­ры Объ­еди­не­ния мос­ков­ских скуль­пто­ров и Мос­ков­ско­го сою­за худож­ни­ков (ОМС и МСХ) Петр Бара­нов и др.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.