В галерее «Ковчег» открыта выставка «Характер искусства» – Антонина Софронова (1892-1966) в московских частных собраниях.
Кто знает, если бы не карантин, попала ли я бы на эту выставку…? Однако же, за событиями частных галерей стараюсь следить, ибо выставки в них превращаются подчас в настоящее открытие. Такое, как Антонина Софронова (1892-1966).
Признаемся честно, много ли мы знаем имен художниц? Зинаида Серебрякова, Наталья Гончарова, Александра Экстер… А была ещё и Антонина Софронова, уроженка Орловской губернии, дочь земского врача. Антонина занималась музыкой, с отличием закончила гимназию в Киеве. Её творческой биографии коснулись и абстракционизм, и влияние Сезанна, учеба у Ильи Машкова и Федора Рерберга, у Антонины Софроновой были выставки «Бубнового валета» и «Мира искусства» — всё это в 1914-м и 1917-м годах. В этом отношении она стала художником своего времени.
После революции у Софроновой была серия московских зарисовок периода НЭПа. Их можно увидеть на выставке, они на диво хороши и, как мне думается, передают состояние той эпохи.
У Антонины Софроновой были поездки по Крыму и Кавказу, Гудауте (кавказский колорит, типажи чудесны), жизнь в эвакуации в Миассе и Башкирии во время войны (портрет беженки с ребенком напоминает о тех днях), а потом снова Москва.
Антонина Софронова много лет работала ретушером в Медгизе, делала иллюстрации к произведениям Анатоля Франса, Оноре Бальзака, Андрея Белого, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя и Ганса Христиана Андерсена. Бывали случаи, что и без заказа, для себя, как это случилось с Александром Грином. Антонина Софронова жила в своём времени, но творила вне его. Рисовала и отображала то, что интересовало. Пожалуй так.
Выставка открыта до 5 апреля 2020 года.
Марина АБРАМОВА