В кинотеатрах Москино по 29 августа 2020 года пройдет ретроспективный показ фильмов Андрея Тарковского, куда войдут полнометражные ленты великого русского режиссера — «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Жертвоприношение» — и студенческие короткометражные работы — «Сегодня увольнения не будет» и «Каток и скрипка». Показы пройдут в кинотеатрах «Факел», «Звезда», «Юность» и «Салют». Все картины, за исключением отреставрированной копии «Жертвоприношения», будут демонстрироваться с 35-мм пленки из синематеки Москино. Помимо художественных фильмов Андрея Тарковского, будет показана снятая его сыном документальная картина «Андрей Тарковский. Кино как молитва» — рассказ режиссера о самом себе, в основе которого — ранее не публиковавшиеся аудио и видеозаписи лекций, интервью и встреч со зрителями, видеохроника со съемок фильмов.
Страстотерпец Андрей Рублев и мальчик Иван, ставший орудием войны. Тоскующий по родине русский писатель и шведский литератор, способный остановить силой мысли ядерную войну. Разумный океан и загадочная Зона, исполняющая желания. Москино предлагает вновь вспомнить все фильмы великого русского режиссера и посмотреть документальную картину, снятую его сыном.
Иваново детство. 1962. 97 мин. СССР. Реж. Андрей Тарковский. 16+
История 12-летнего Ивана (Олег Бурляев), лишившегося семьи от рук нацистов и ставшего разведчиком, орудием войны. Полнометражный дебют Тарковского и бесспорный шедевр был отмечен «Золотым львом» в Венеции. Особо стоит отметить операторскую работу Вадима Юсова — один из лучших современных операторов Роджер Дикинс считает её величайшей в истории кино.
Андрей Рублев. 1966. 162 мин. СССР. Реж. Андрей Тарковский. 12+
Картина разбита на восемь новелл, каждая из которых дополняет картину средневековой Руси, увиденной глазами иконописца Андрея Рублева. Он страдает от творимых людьми зверств, сомневается, что его иконы вообще им нужны, а потом и вовсе принимает обет молчания, который держит 15 лет. В финале черно-белого фильма в цвете Тарковский показывает иконы Рублева, в ликах и деталях которых можно узнать персонажей и события фильма. Гениальное кино, которое можно смотреть много раз и постоянно находить в нем что-то новое.
Солярис. 1972. 169 мин. СССР. Реж. Андрей Тарковский. 12+
Космическая экспедиция несколько лет безрезультатно исследует планету Солярис, на которой обнаружен «разумный» Океан. Чтобы разобраться в пользе исследований, на Солярис отправляется психолог Крис Кельвин (Донатас Банионис). Там доктор обнаруживает экипаж, как ему кажется, обезумевший из-за воссозданных Океаном мучительных, тяжелых воспоминаний. Скептицизм Криса проходит, когда он встречает покончившую с собой жену (Наталья Бондарчук). Философский сайфай Тарковского по мотивам романа Станислава Лема получил в 1972 году на Каннском кинофестивале Гран-при жюри и приз Международной ассоциации кинопрессы FIPRESCI.
Зеркало. 1974. 107 мин. СССР. Реж. Андрей Тарковский. 12+
Фильм, сотканный из воспоминаний и сновидений главного героя, Алексея — о матери, близких людях, деревне, в которой он вырос. Наряду с этим в картине много документальных кадров главных событий советской эпохи — Великой Отечественной войны, запуска советских стратостатов. Голос героя принадлежит Иннокентию Смоктуновскому. Также за кадром звучат стихи Арсения Тарковского, которые поэт читает сам.
Сталкер. 1979. 163 мин. СССР. Реж. Андрей Тарковский. 0+
Главный герой (блестящая роль Александра Кайдановского) живет в бедности вместе с женой и дочерью и зарабатывает тем, что организует нелегальные экспедиции в запрещенную для посещения Зону. Там находится таинственная Комната, где исполняются самые заветные желания. Профессор (Николай Гринько) и Писатель (Анатолий Солоницын) нанимают его проводником. Завораживающий, неспешный и требующий полного погружения метафизический трип стал последней работой режиссера в СССР – потом он работал только за границей.
Жертвоприношение. 1986. Швеция, Франция, Великобритания. 148 мин. Реж. Андрей Тарковский. 12+
«Жертвоприношение» называют своеобразной данью уважения Ингмару Бергману. Тарковский даже пригласил оператора Свена Нюквиста и актера Эрланда Юзефсона, часто работавших со шведским классиком. Герой Юзефсона – писатель и бывший актер Александр, живущий на острове вдали от людей, совсем как Бергман на своем Форё. Когда по радио объявляют, что началась ядерная война, Александр клянется, что принесет в жертву всё, что любит, если этот ужас прекратится. В самой известной сцене фильма с горящим домом камера оказалась неисправной, и пленка встала. Дом сгорел впустую, и тогда декорацию пришлось отстраивать заново и снова предавать огню – на этот раз Тарковский снял его тремя камерами. Гран-при в Каннах и вновь призы экуменического жюри и ФИПРЕССИ.
Андрей Тарковский. Кино как молитва. 2019. Россия, Италия, Швеция. Реж. Андрей А. Тарковский. 12+
Рассказ режиссера о самом себе. В основе фильма — нигде ранее не публиковавшиеся аудио и видеозаписи лекций, интервью, встреч со зрителями, видеохроника со съемок фильмов. Через размышления об искусстве и культуре, о судьбе художника и смысле человеческого существования, фильм раскрывает творческую мотивацию и причины снимать кино.