В Клину начала работу выставка «Чайковский. Симфония «Жизнь»

416

Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского 3 июля 2020 года открыл для посетителей обновленную экспозицию «Чайковский. Симфония «Жизнь». Экспозиция создана при поддержке Министерства культуры Московской области, рассчитана на 5 лет и приурочена к 180-летию со дня рождения Чайковского.

Накануне открытия выставку «Чайковский. Симфония «Жизнь» посетила министр культуры Московской области Елена Харламова: «Впервые за всю историю музея здесь открывается такой̆ интересный̆, интерактивный̆ проект. Поздравляю музей с новым этапом в жизни! Будем ждать посетителей̆. Уверена, они получат потрясающее впечатление».

Главный секрет творчества Чайковского в исповедальности, которая не может не трогать и оставить равнодушным. Поэтому создатели выставки постарались представить жизнь Чайковского и его творческий путь как очень личную историю. Неслучайно эпиграфом выставки стали слова самого композитора:

«Я говорю на музыкальном языке, потому что мне всегда есть, что сказать».

Посетители смогут увидеть уникальные экспонаты: личные вещи, фотографии, книги, документы, письма, дирижерская палочка, дневники рукописи сочинений Чайковского из его многотысячного клинского собрания. В создании экспозиции применены самые современные мультимедийные технологии, которые позволяют каждому посетителю глубже погрузиться в мир композитора и его творчества.

Здесь можно услышать и произведения П.И.Чайковского, и его голос, записанный на фонографе Эдисона, рукописи оперы «Пиковая дама», эскизы Шестой «Патетической» симфонии, переписку Чехова и Чайковского. Впервые на выставке можно заглянуть в самое сокровенное – творческую лабораторию композитора и увидеть все этапы творческого процесса.

Приведем пример – одним из замыслов П.И. Чайковского было создание симфонии «Жизнь», который перерос в его Шестую «Патетическую» симфонию. Наброски этого сочинения находятся в тетради с эскизами балета «Щелкунчик» и оперы «Иоланта». На вырезанных из этой тетради листах, находясь «в океане» на корабле по пути из США, композитор сделал программную запись:
«Первая часть симфонии – все порыв, уверенность, жажда деятельности. Должна быть краткая (финал смерть – результат разрушения). Вторая часть – любовь; Третья – разочарование; Четвертая кончается замиранием (тоже краткая)».

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.