В Музее Востока открывается выставка японской гравюры «47 ронинов»

865

13 декабря 2019 года в Государственном музее Востока (Москва, Никитский бульвар, д. 12) открывается выставка японской гравюры из коллекции Кирилла Данелия «47 ронинов». В экспозиции будет представлено более шестидесяти гравюр XIX века, посвящённых одному из самых популярных сюжетов японской истории и театральной драматургии — истории и легенде о сорока семи верных ронинах, из коллекции Кирилла Данелия. Они представляют разные школы и направления этого многогранного искусства, несколько поколений прославленных мастеров жанра театральной и героической гравюры. Среди представленных на выставке художников – Утагава Кунисада (Тоёкуни III) (1786-1865), Утагава Куниёси (1798-1861), Тоёхара Тиканобу (1838-1912) и другие. Многие гравюры впервые будут представлены в России впервые.

Начало легенды о сорока семи верных вассалах было положено драматическими событиями 21 апреля 1701 года (в японской историографии – эпоха Эдо (1603-1868)). Молодой князь Асано Наганори поднял оружие на церемониймейстера при дворе военного правителя Японии (сёгуна) во время ежегодных ритуалов обмена новогодними подношениями между императорским и сёгунским дворами.

Такая смерть князя влекла за собой конфискацию всех его владений, его бывшие вассалы становились ронинами – «странниками в бурных волнах». Хотя наказание за проступок Асано было признано правильным, бывшие вассалы не могли смириться с той несправедливостью, что противник их господина оставался жив и не понёс никакого наказания. В течение почти двух лет ронины готовили месть, и, наконец, в ночь с 30 на 31 января 1703 года состоялся штурм усадьбы церемониймейстера Киры Ёсинаки. Кира был убит, ронины добровольно сдались властям и ушли из жизни также, как их господин Асано.

Эта реальная история начала обрастать мифами сразу после смерти ронинов, поскольку отвечала представлениям о том, какими следует быть идеальным самураям. Одно несомненно: не только среди представителей самурайского сословия, но и среди простых людей эта история получила самое широкое распространение и популярность. Сборники документов и основанные на них печатные художественные произведения стали источником вдохновения для рассказчиков-коданся, а их рассказы, в свою очередь, – основой для пьес Кабуки и Дзёрури, любимых жанров японского театра. Успех новых представлений сделал неизбежным появление гравюр с изображением верных ронинов. Такие листы были памятным сувениром для тех, кто посетил представление, или сообщали о театральной новинке, которую непременно стоило увидеть. Так драматические события начала XVIII века стали частью японской народной культуры.

Завершит свою работу выставка 26 января 2020 года.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.