В прокат на большой экран выходит фильм Маттео Гарроне «Пиноккио» (международная премьера картины состоялась в рамках официальной программы Берлинского фестиваля-2020).
Сказка Карло Коллоди была переведена (и не раз) на множество европейских языков, не единожды экранизирована. Что там говорить, мы сами все отлично помним знаменитейшее произведение Алексея Толстого и фильм Леонида Нечаева.
Картина Маттео Гарроне же совсем иная. Нет-нет, в фильме мы увидим и рождение Пиноккио из полена, и его замечательного папу Джепетто (Роберто Бениньи), Кота и Лиса (именно так) — двух мошенников, невероятные и поучительные приключения, и кукольный театр сеньора Манджафоко (Джиджи Пройетти), и дивно-забавных существ (надо сказать, спецэффекты в фильме отменные). Но картина не совсем об этом, точнее — совсем не об этом.
Просматривая фильм, мне пришла мысль о вполне мирном сосуществовании в сказке (и в картине) реального и нереального, волшебного и заурядного. Обыкновенные итальянцы, торгуюшие на рынках и продающие книжки, могут спокойно разговаривать с деревянным человечком. Ну, на то она сказка, притом — страшная. Но уж урок добрым молодцам и молодицам дать точно может.
Пиноккио (Федерико Иелапи) очень хочется стать человеком, обыкновенным мальчиком, но как же сложно усидеть на одном месте, слушаться Джепетто и не безобразничать?!
Ему придётся пройти немало испытаний, приобрести довольно горький (для любого возраста) опыт, прежде чем переродиться в человека — заботливого и работящего сына. У него будут враги, искусители и добрая помощница фея (девушка с голубыми волосами, Марина Вакт). Вы только обратите внимание на то, где живёт фея… Старый дом…, полный самых невероятных персонажей, жутковатых, но с иронией.
Преображение героя произойдёт, и по тому, как это произойдет, можно сказать только одно — человек родился.
Марина АБРАМОВА,
Изображения предоставлены кинокомпанией ВОЛЬГА