Варвара КУТУЗОВА: «Без музыки жизнь не имеет смысла»

362

Варвара Кутузова начала играть на рояле в четыре года, через пять лет – уже стала гастролировать. Сейчас Варваре 16 лет, юная исполнительница выступает с самыми известными музыкантами, дирижёрами, а за её плечами не один конкурс.

– Недавно вы дебютировали на сцене концертного зала Зарядье, что значит для вас это выступление, ведь это один из ведущих залов в Москве.

– Для меня выступления в больших концертных залах, таких как Зарядье, всегда являются праздником. Тем более, что наше выступление действительно состоялось в праздник – мы выступили в Международный Женский день. Вместе с Константином Емельяновым и Национальным Филармоническим оркестром России мы поздравим всех женщин России с их замечательным праздником исполнив веселый, элегантный, полный любви и двойной концертом В.А. Моцарта. Конечно, это выступление дало мне новый толчок в развитии, ведь я впервые исполняла двойной концерт. Для меня это новый опыт, который пригодится в исполнительской карьере, ведь солировать вдвоём гораздо сложнее, чем одному. Нужно чувствовать и слышать партнера по сцене и одновременно слышать аккомпанирующий оркестр. Поверьте, это совсем нелегкое дело, особенно в данном концерте, где все каденции идут сообща, требуя от исполнителей виртуозности и чуткости.

– Вы выступали в разных концертных залах мира. Какие залы запомнились больше всего?

– Я помню практически все залы и все они для меня уникальны и интересны. Запомнился Миллениум парк в Чикаго – опен эйр на 10000 человек, Театр Эсперанца Ирис в Мексике, где публика сидела на ступеньках при полном soldout, концертный зал в Биле в резиденции масонов, Венский Концертхауз, муниципальный театр в Рио-де-Жанейро, поражающий красотой скульптур… И конечно же, любимые столичные залы в которых уже знаком каждый сантиметр сцены. Можно сказать, что открытием это года стал зал Зарядье с его уникальной акустикой.

– У вас уже были выступления со взрослыми профессиональными исполнителями, что вам дали такие совместные концерты?

– Так сложилось, что с юного возраста я принимаю участие в концертах великих музыкантов, таких как Денис Мацуев, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев и другие. Хорошо помню как это началось: после моей победы на конкурсе в Астане, Денис Мацуев, сразу же пригласил меня выступить в его сольном концерте в Большом зале консерватории. Мне было всего 9 лет и это было невероятным событием для меня. С тех пор мы дружим, и он является для меня примером и наставником. Думаю мне невероятно повезло!

– Вы видите заинтересованность и вовлеченность своих сверстников в классическую музыку?

– Да, сейчас в концертных залах много моих ровесников, что очень радует. На моих концертах с самого детства половина публики – дети. Я расту – они растут вместе со мной и продолжают приходить, это очень приятно. Со многими я переписываюсь в социальных сетях, а после концертов мы общаемся вживую. Часть публики ездит на мои концерты по разным городам, это особенно ценно для меня. Некоторых я уже знаю в лицо.

– Раз уж зашёл разговор, не могу не спросить про социальные сети. В связи с той свободой, которую даёт интернет, наряду с профессиональными появилось множество так называемых «диванных критиков». Следите ли вы за комментариями и публикациями? Важно ли это для классического исполнителя?

– У меня очень насыщенная жизнь, поэтому читать чьи-то комментарии и, тем более, реагировать на них просто нет времени. Бывали случаи, когда люди писали в личные сообщений гадости и задавали некорректные вопросы. Я не реагирую на подобное, ведь раз пишут – значит моя игра не оставляет их равнодушными. Думаю всем рейтерам стоит задуматься над тем на что они тратят своё время и почему, возможно их жизнь менее интересна и стоит над этим поработать. Вообще негатив воспринимаю, как повод двигаться дальше и опять же, всем мил не будешь, как ни крути. А хорошие отзывы всегда приятны!

– Знаю, что следующий ваш концерт состоится 26 марта 2020 года в камерном зале Московской филармонии, в программе у вас указаны Дебюсси, Скрябин и Альбенис, чем обусловлен выбор программы?

– Да, 26 марта я приглашаю всех в Московскую филармонию, где представлю новую программу. Выбор репертуара не случаен – я очень люблю живопись импрессионистов, которая перекликается с сочинениями Клода Дебюсси, мне близки по духу поэты-символисты, чей слог отражается в музыке Александра Скрябина, ну и конец марта – это солнце и весна, а яркая испанская музыка дает мне силу и энергию, которую я хочу подарить всем слушателям.

– Принято считать, что самые известные солисты – мужчины. Безусловно, истории известны и гениальные пианистки, но их значительно меньше. Как вы относитесь к подобному гендерному разделению?

– Никак не отношусь. Те, великие женщины, которые есть в пианизме не лучше и не хуже великих мужчин. То, что их меньше – понятно, большинство девушек хотят создать семью и отдают предпочтения этому, а не проводить дни и ночи за роялем. Каждый выбирает то, что ему ближе. Возможно скоро я тоже окажусь перед таким выбором, но зная себя, выберу рояль, так как без музыки жизнь не имеет смысла.

– К шестнадцати годам у вас уже большой концертный репертуар. Среди всех произведений есть особенное для вас?

– Для меня особенное каждое из исполненных произведений, каждый раз это возможность соприкоснуться с чем-то новым и неизведанным, задуматься над смыслом и эмоциями, которые заложены композитором. Особенной обычно бывает атмосфера, в которой находишься. Например, когда я давала сольный концерт на вилле Сенар в доме Рахманинова, то особенной становилась каждая нота, ведь я играла на рояле Сергея Васильевича!

– Не секрет, что занятия музыкой требуют усидчивости и много времени. Сколько часов ежедневно занимают занятия музыкой?

– Я никогда не считаю часы. Сколько нужно для того, чтобы выучить произведение или довести его до ума, столько и сижу. Иногда это час в день, особенно если в этот день у меня школа, иногда десять, в среднем около четырёх часов в день. Некоторые возмутятся – зачем проводить за роялем десять часов, ведь бытует мнение, что таланту хватит и трёх часов. Не хватит, если у вас в репертуаре полтора часа сольной программы, программа для экзамена и два концерта для фортепиано с оркестром. Всё это новое и всё это надо играть примерно в один временной отрезок. Так что иногда просто некогда считать часы.

– Остаётся ли время на встречи с друзьями и другие увлечения?

– Конечно! Я обожаю читать и гулять со своей собакой. В последнее время увлеклась посещением художественных галерей, там я отдыхаю и получаю много положительных эмоций, кстати, там я тоже не считаю часы.

– У вас очень интересные концертные костюмы. Порой их обсуждают не меньше, чем выступления. Что для вас важно и как происходит выбор?

– Меня часто спрашивают про мои платья. Думаю, что интерес к ним от того, что почти все они сшиты индивидуально и придуманы мамой. Зачастую их шьёт бабушка, которая живёт в Архангельске и присылает платья почтой. Главное для меня в выборе костюма – удобство при исполнении, не случайно для Рапсодии мы впервые сшили брючный комбинезон с фраком, лично мне жутко неудобно играть её в платье. Многие обсуждают всегда открытые руки или голые плечи в моих костюмах. Это всё тоже не ради красоты. На сцене часто жарко и неудобное платье может отразиться на качестве игры. Некоторые спрашивают, почему в последнее время почти все мои платья черные или с черным – мне хочется заинтересовывать публику не яркостью костюма, а исполнением, чёрный цвет не отвлекает от музыки, и, к тому же признан классическим.

Беседовала Марина АБРАМОВА

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.