Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМир театра«Война и Мир. Наташа и Андрей»: Совместный творческий проект в Новой опере

«Война и Мир. Наташа и Андрей»: Совместный творческий проект в Новой опере

Наташа Ростова — Елена Гвритишвили, Андрей Болконский — Илья Кутюхин

Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова открыл свой ежегодный Крещенский фестиваль премьерой творческого проекта «Война и мир. Наташа и Андрей» по мотивам знаменитой оперы С.С. Прокофьева, созданного силами молодых артистов и постановщиков. Этот проект – пример коллаборации различных театральных коллективов: он сделан совместными силами Новой оперы с Молодежной оперной программой Большого театра и Мастерской Брусникина. Реализовался он при поддержке Попечительского совета Большого театра. Музыкальным руководителем постановки и дирижером выступил Тимур Зангиев, режиссером – Алексей Мартынов.

По замыслу постановщиков участие в проекте исключительно молодых солистов возвращает нас к первоисточнику, роману Л.Н. Толстого, в котором на момент знакомства Наташе Ростовой было 16 лет, а Андрею Болконскому 31 год.

Наташа Ростова — Елена Гвритишвили, Соня — Валерия Торунова

Кроме того, директору театра Новая Опера Антону Гетьману видится важным вектор развития театра, направленный на привлечение молодежи к работе в новых постановках – выходит своего рода лаборатория поддержки начинающих артистов и площадки для открытия новых имен.

Постановщики выбрали для новой версии «Войны и мира» девять из тринадцати картин, написанных С.С. Прокофьевым, сосредоточившись на камерной линии сюжета – истории Наташи Ростовой и Андрея Болконского. В спектакле звучат все семь «мирных» картин: от сцены в Отрадном, где князь Болконский услышал признания девочки, которая «так бы вот села на корточки… и полетела бы», первого бала Наташи Ростовой со знаменитым вальсом до сцены с письмами в кабинете Пьера Безухова. Либретто именно этих картин максимально приближено к тексту Л.Н. Толстого и представляет собой монтаж из разных фрагментов романа. Эти картины более всего сохранили в себе «голос» романа Толстого и первоначальное звучание музыки Прокофьева.

Пьер Безухов - Илья Легатов, Анатоль Курагин - Игор Онищенко

Пьер Безухов — Илья Легатов, Анатоль Курагин — Игор Онищенко

Наташа Ростова - Елена Гвритишвили, Андрей Болконский - Илья Кутюхин

Наташа Ростова — Елена Гвритишвили, Андрей Болконский — Илья Кутюхин

Завершают действие две картины из второй части, посвященной Отечественной войне 1812 года (Восьмая и Двенадцатая) – в этих сценах, перед Бородинским сражением и в темной избе в Мытищах, Андрей Болконский вспоминает о Наташе. И в час последней встречи героев перед смертью князя трагическим рефреном звучит вальс, напоминающий о несостоявшейся любви. Именно эту сцену, помещенную Прокофьевым в Двенадцатую картину, по воспоминаниям второй жены композитора М.А. Мендельсон-Прокофьевой, он представил сразу же, когда она читала ему роман вслух, – именно она его вдохновила на написание оперы, продлившееся долгих 12 лет, и именно эта сцена выбрана создателями новой постановки как ее финал.

При жизни композитора «Война и мир», многократно им редактированная, прозвучала только в концертном варианте (1944). Позже, в Ленинградском Малом оперном театре (1946) ставились первые 8 картин, и только в 50-х полноценная сценическая версия оперы увидела свет рампы целиком в МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (1957) и в Большом (1959), а также позже в ряде зарубежных театров.

Новая постановка продолжает кредо основателя театра Евгения Колобова, открывавшего малоизвестные сочинения или новые углы зрения на известные шедевры. В первые годы существования Новой оперы он воплотил мечту с молодым коллективом, поставив своего «Евгения Онегина» – этот трагичный, правдивый, близкий драматическому спектакль, в котором жизнь прокатилась по всем роковым колесом, до сих пор остается своеобразной визитной карточкой театра. Постановка творческого проекта «Война и мир. Наташа и Андрей» продолжила эту линию. Собственно, и само сочинение «Война и мир» Прокофьева имеет ряд параллелей с известным шедевром Чайковского по поэме А.С. Пушкина: начиная от драматургии композиции – строение из ряда сцен – и заканчивая тонкостью музыкально-психологического рисунка каждого героя, акцентом на лирической стороне сюжета и даже ролью вальса – всем этим сочинение Прокофьева напоминает оперу Чайковского, в свое время написанную для студентов Московской консерватории. А режиссер Алексей Мартынов, выпускник Школы-студии МХАТ из мастерской Дмитрия Брусникина, дебютировавший в оперном жанре, создал столь же пронзительную драматическую постановку, идущую без антракта, на одном дыхании, идеи и динамика которой напоминают колобовского «Онегина».

война и мир

война и мир

Анонсировав формат этой постановки как semi-stage, авторы спектакля несколько поскромничали – не смотря на минималистичное решение сценографии, она воспринимается как не полусценическая, а полноценная сценическая версия с трагедийно-драматическими акцентами, полная ярких символов и метафор, пронизанная атмосферой тревожного романтизма и духом роковых событий, сплетающихся в причудливый рисунок.

Художественное решение постановки Сергеем Рябовым лаконично: на сцене симметрично расположенные тонкие белые колонны и три перекатывающиеся банкетки. Ключевыми элементами в создании визуального образа спектакля становятся отсылающие к эпохе первой половины XIX века силуэты монохромных костюмов и видеопроекции 4D Веры Ахмеджановой, передающие все – от мечтаний и настроения героев до метели, военного пожара и пепелища. Немаловажную роль для создания единого целого играют световые решения Татьяны Мишиной. Спектакль органично дополнен стильными хореографическими эпизодами Александра Шуйского.

война и мир

Музыкальный руководитель проекта и дирижер Тимур Зангиев, приглашенный из МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, соединил в единый и стройный ансамбль это масштабное музыкальное полотно, в котором под его чутким управлением переданы все нюансы авторской партитуры. Из них складываются яркие и контрастные музыкальные образы оперы – от нежных мечтательных интонаций до танцевального блеска парадных номеров и ужасов войны. Как всегда, на высоте оказался хор театра под управлением Юлии Сенюковой.

Андрей Болконский - Илья Кутюхин

Андрей Болконский — Илья Кутюхин

Отдельно надо сказать о молодых солистах, абсолютное большинство которых – артисты или выпускники Молодежной оперной программы Большого театра. Яркие одухотворенные голоса, вовлеченность в драматическую игру стали отличительной особенностью молодого состава. Более всех публика приветствовала исполнителей главных ролей – Илью Кутюхина, обладателя выразительного тенора и исполнителя роли Андрея Болконского, и Елену Гвритишвили, чувственную и драматически глубокую исполнительницу роли Наташи Ростовой.

Для режиссера Алексея Мартынова эта опера – философское размышление о жизни: «Эта история, конечно же, о том, как сложно удержать хрупкое чувство, коммуникацию, которая вот-вот может наладиться между людьми. Конечно, финал совсем не жизнерадостный, но он ставит вопрос: возможно ли, чтобы это чувство возникло снова, возможно ли жить как-то по-другому? Мне хочется не догматизировать, а размышлять, задавать вопросы. При этом я не знаю ответы, думаю, что и Лев Николаевич их не знал». Этот вопрос обращен и к зрителю – и каждый ответит на него по-своему…

Евгения АРТЕМОВА,
Фото – Екатерина ХРИСТОВА

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru