Фотографии классика представляют уникальную возможность увидеть и ощутить ту Москву 60-летней давности, которая многим по своему облику неведома.
Леонид Лазарев. Штрихи детства. 1957
Леонид Лазарев. Улица Горького, 1 мая 1958 года
Леонид Лазарев. Огни окон. Москва. 1967
Леонид Лазарев. На углу. 2-й лесной переулок. 1958 год. Москва
Леонид Лазарев. Москва в Дни фестиваля молодежи и студентов. 1957
Леонид Лазарев. Лужники. 1957
Леонид Лазарев. Конная милиция. 1962
Леонид Лазарев. Кондутор троллейбуса. 1958
Леонид Лазарев. Кондутор троллейбуса. 1958
Леонид Лазарев. Золотые руки. 1958
Леонид Лазарев. Гостиница Россия. 1965
Леонид Лазарев. Будний день. 1960
Леонид Лазарев. Белорусский вокзал. 1959
Леонид Лазарев. 21-я Волга. Ожидание. 1958
В Галерее Классической Фотографии последнюю неделю работает камерная экспозиция Леонида Лазарева — одного из главных фотолириков 60-х. На выставке представлены знаковые и узнаваемые работы из архива легендарного фотографа: мальчик, бегущий перед поливальными машинами, спешащая толпа на площади Белорусского вокзала, залитая огнями ночная Москва…
Его первые любительские кадры, которые он снимал ещё в школьные годы, выделялись среди работ сверстников своей нешаблонной манерой. Будучи совсем ещё молодым человеком, Лазарев не просто пришёл, а, по выражению известного теоретика и историка фотожурналистики, главного редактора журнала «Советское фото» Г.М. Чудакова, «ворвался, как танк» в профессиональную фотографию.
«Темы демократизма, свободы и любви вдохновили нас, молодых, и как художники мы смогли в них раскрыться. Мы оказались востребованы, потому что работавшие тогда фотографы прошли войну, цензуру, запрещения съёмок. Они были зажаты, а мы — раскрепощены и не думали о том, что нельзя, а что можно. Метод съёмки у нас был другой: мы вглядывались в глаза, в жест, иначе выстраивали композицию кадра, экспериментировали и играли, добиваясь динамизма», — рассказывает Леонид Николаевич.
Фотографии Лазарева стали одними из наиболее живых произведений эпохи «оттепели» и превзошли штампы официального «искусства». «Его произведения оказались на удивление близки международной художественной тенденции, которая определила облик фотографического искусства второй половины XX в. Однако в отличие от западных коллег, чьи альтруистические исследования природы человеческой души ограничивались в основном нормами морали и финансовыми возможностями, Лазареву приходилось работать в условиях жесткого государственного контроля за сферой искусства. Поэтому приходится в очередной раз удивляться тому, каким образом его произведения не только увидели свет, но и были изготовлены на высоком техническом уровне, — комментирует историк и коллекционер фотографии Артем Логинов.
Леонид Лазарев по праву считается одним из первых уличных фотографов, запечатлевших Москву и москвичей начиная с эпохи «оттепели». Именно со столицей и её жителями связаны наиболее известные работы мастера. Свои «Портреты» многоликой Москвы он снимает профессионально с 1957 года и продолжает заниматься этим фактически до последних дней своей жизни. Лазарев даже сам затрудняется назвать точную цифру чёрно-белых и цветных кадров, посвященных Москве, но для книги-альбома им было отобрано 100 кадров, вмещающих в себя, по его мнению, черты и изменения столицы с 1957-го по 2004-й год.
В действующей экспозиции представлено около двух десятков работ, прочно вошедших в золотой фонд советской фотографии — это лирические зарисовки, важные общественные и политические события и портреты москвичей, отображающие многомерный и многоплановый образ столицы.
Увидеть работы классика советской и российской фотографии можно в рамках выставки «ФотоТоп» до 19 сентября. Выставка охватывает более 200 произведений российских фотографов, созданных с начала 90-х и до наших дней.
Леонид Лазарев (1937-2020) — известный фотожурналист и фотохудожник. На протяжении своей карьеры, тесно сотрудничал со многими советскими газетами и журналами, выступал фотографом-постановщиком спектаклей Госконцерта СССР и проводил постановочные фотосъемки в рамках подготовки диафильмов Госкино СССР. Леонид Лазарев является лауреатом многочисленных премий в области фотоискусства. По оценке зарубежной прессы в 1962 году попал в число лучших фотографов мира Photography Year Book. Его работы хранятся в частных и государственных коллекциях, в том числе в Музее Москвы, Третьяковской галерее и Государственном центральном музее кино.