Выставка московского художника Бориса Смотрова, приуроченная к 50-летию творческой деятельности мастера, пройдет в музее «Новый Иерусалим» с 9 февраля по 24 марта 2019 года. Она представит 36 живописных работ и 34 произведения плакатной графики из собраний коллекционеров Александра Воронина и Валерия Дудакова.
Это первый большой музейный проект, включающий и живопись, и плакатную графику Бориса Смотрова одновременно. Он призван максимально полно представить путь художника, в искусстве которого замысловато переплелись и традиции русского авангарда, и примитивизм ХХ века, и народное искусство, все это трансформировалось причудливым образом и вылилось в оригинальную, ни на что прежде не похожую форму.
«Творчество Смотрова поражает яркостью, красочностью цвета, словно пламенеющего, горящего, определяющего смысловое содержание. Этот колористический дар, присущий Смотрову, ощущается со всей ясностью и фантазией. Он постоянно экспериментирует, работая в свободном поиске формы и цвета, обобщает, доводит до крайней стилизации. Так формируется своеобразный стиль Бориса Смотрова и происходит в его искусстве самое главное, самое важное – поиск своей темы, своих выразительных приемов, связанных с народным творчеством и великими художниками русского авангарда», — отмечает куратор выставки искусствовед Марина Кузина, заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников РФ.
Доктор искусствоведения, профессор кафедры русского искусства Светлана Грачева, пишет: «Борис Смотров – автор живописных композиций, станковых графических работ, плакатов. В графике он живописен, в живописи плакатно графичен, одно другому не мешает, напротив, способствует созданию ярких эффектов, парадоксальных образов. Б. Смотров любит упрощенную, как в традиционной культуре, форму, пластикой которой он легко владеет, локальные цвета и их сочетания, завораживающие своей открытостью.
Удивительно, что в изобразительных высказываниях этого мастера начала XXI века сохраняется чистота и непосредственность, незамутненная холодными постмодернистскими изысками и искусами, ироничным цитированием, свойственным большинству его современников. И все же его живопись и есть порождение постмодернизма, поскольку в ней переплавились и слились воедино многие явления искусства разных времен, которые художник умело апроприировал, сделав их частью своего пластического метода».
К выставке «Борис Смотров. Путь к авангарду» будет выпущен каталог, наиболее полно раскрывающий искусствоведческий анализ и место художника в современном искусстве.