Выставка основоположников соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида открывается в ММОМА

1269

Международный культурный фонд BREUS Foundation и Московский музей современного искусства (MMOMA) представляют первую в России ретроспективную выставку основоположников соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида. В экспозицию включены работы, созданные художниками после своего объединения в творческий дуэт в 1972 году, когда появился так называемый «персонаж Komar & Melamid», и до окончания их сотрудничества в 2003 году. В формировании выставки большую роль сыграла коллекция Шалвы Бреуса – более 20 ключевых произведений экспозиции предоставлены BREUS Foundation.

«Выставкой Komar & Melamid BREUS Foundation открывает проект «НОВЫЕ КЛАССИКИ» – серию персональных выставок современных художников, где нашими партнерами будут ведущие музеи Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России. ММОМА – первый из них», – комментирует президент BREUS Foundation Шалва Бреус.

По словам коллекционера, собранная за последние годы коллекция фундаментальных российских художников, где каждый представлен десятками ключевых работ из всех своих творческих периодов, легко позволит реализовать подобный проект. «В настоящее время сложно провести большую выставку художников, представленных в собрании Фонда, без наших работ», – добавляет Шалва Бреус.

К открытию выставки BREUS Foundation выпустил первую на русском языке монографию о творческом дуэте Komar & Melamid, написанную искусствоведом и куратором Кириллом Светляковым. Книга пополнит серию научно-популярных изданий о современных российских художниках «НОВЫЕ КЛАССИКИ», которые можно приобрести в книжном магазине музея и других магазинах города.

Открывающаяся 20 марта выставка Komar & Melamid — это масштабная экспозиция в 16 залов, занимающая весь второй этаж музея на Петровке 25. Она поделена на два раздела — советский период деятельности художников и американский.

Траектория осмотра выставки едина: она помогает зрителю не потеряться в лабиринте залов советского блока, отсылающих к клетушкам коммуналок, «красных уголков» и вещевых рынков Москвы прошлого столетия. Каждому залу соответствует отдельный проект, дополненный с искусствоведческой и философской точек зрения в брошюре-путеводителе. В первых залах раскрываются особенности творческого метода Komar & Melamid — программный эклектизм, установка на «плохое искусство», приверженность коммуникативной эстетике. Далее в экспозиции чередуются проекты, относящиеся к двум главным тематическим блокам всего творчества Komar & Melamid. Это работы с визуальными языками массовой коммуникации, с государственным стилем (серия «Ностальгический соцреализм», 1981-1983 гг.), с одной стороны, с китчем и низовой визуальной культурой, с другой. Игра с образами власти раскрывается как основной принцип соц-арта, а также в его многочисленных трансформациях и вариантах.

Своего рода транзитной зоной между двумя блоками является небольшой зал с работой «Transstate» (1977 г., из коллекции Центра Помпиду, Париж). Он отсылает к периоду ожидания Комаром и Меламидом разрешения на их выезд из СССР и повествует о выдуманном художниками государстве со своей Конституцией, Декларацией независимости и валютой — Транс-Стейт.

Второй тематический блок произведений Komar & Melamid связан с дискредитацией искусства модернизма (проект «Живопись слонов», 1995 г.), пародированию его стилей, осмеянию порожденных им мифов и культа художника-гения, порождающего шлейф социальных махинаций и мистификаций. В этой критике, дополненной частичной реабилитацией неоакадемизма («Дискобол», 1983 г.; «Девушка перед зеркалом», 1981-1982 гг.), искусства тоталитарных диктатур и возвращением в культурный оборот правого консервативного дискурса относительно искусства, Komar & Melamid стали непосредственными предвестниками и участниками общемирового культурного феномена «постмодернизма».

Заключительным аккордом соц-арта на выставке является последний совместный проект Komar & Melamid «Монументальная пропаганда» (1992 г.), в котором неутомимые борцы с идеологическими памятниками встают на их защиту в атмосфере разгула вандализма, разыгравшегося после распада СССР.

Виталий Комар – Александр Меламид. Лестница в небо. Диптих. 1985–1986 (Из серии «Анархический синтетизм»). Доска, холст, масло, 152,4 × 177,7 см. Собрание Шалвы Бреуса

Виталий Комар – Александр Меламид. Дискобол. 1983 (Из серии «Ностальгический соцреализм»). Холст, масло, 182,9 × 121,9 см. Собрание Шалвы Бреуса

Виталий Комар – Александр Меламид. Девушка перед зеркалом. 1981–1982 (из серии «Ностальгический соцреализм»). Холст, масло, 182,2 × 126,4 см. Собрание Шалвы Бреуса

Александр Меламид. Потрет жены Кати с обручем. 1972. Холст, масло 65х45 см. Собрание Шалвы Бреуса

 

Для справки:

Виталий Комар (род. 1943, Москва) и Александр Меламид (род. 1945, Москва) знакомятся во время учебы в Строгановском художественно-дизайнерском училище (МВХПУ) в начале 1960-х. Их первая совместная выставка «Ретроспективизм» состоялась в 1967 году в кафе «Синяя птица» в Москве. Позже, в 1972 году, художники придумывают и разрабатывают концепцию нового направления в искусстве — соц-арт. В 1974 становятся участниками знаменитой «Бульдозерной выставки». Первая зарубежная выставка Комара и Меламида, «Цвет — великая сила», проходит в галерее Рональда Фельдмана (1976, Нью-Йорк), через год после которой художники получают разрешение на выезд из СССР и через Израиль переезжают в США. 1980-90-е годы — период расцвета и признания авторов за рубежом. В частных галереях и музеях проходят выставки с участием Комара и Меламида, а их произведения приобретают, в частности, нью-йоркский MoMA, музей Метрополитан, Музей американского искусства Уитни. В 1999 году Комар и Меламид участвуют в Венецианской биеннале, экспонируя живопись слонов и «фотографии Микки» в павильоне России. В 2003 году проект Комар и Меламид перестает существовать.

Международный культурный фонд BREUS FOUNDATION занимается поддержкой и продвижением российского современного искусства в России и за рубежом. В состав Фонда входят:

BREUS collection — значительное собрание российского современного искусства второй половины XX — первой половины XXI веков. В коллекции Фонда знаковые произведения выдающихся русских художников. Собрание Фонда активно используется для различных выставочных проектов.

Издательская программа BREUS Publishing специализируется на издании монографий о современных российских художниках и книг по истории и теории современного российского искусства. Важной частью издательской программы является серия монографий «НОВЫЕ КЛАССИКИ», посвященная наиболее значимым российским художникам настоящего времени, которые уже сегодня могут быть названы «новыми классиками». К выставке в ММОМА выходит монография «Комар и Меламид.

Премия Кандинского — независимая российская премия в области современного искусства, учреждена в 2007 году. Миссия Премии — выявление новых интересных проектов, талантливых и перспективных художников, поддержка и развитие их творческого потенциала, укрепление позиций российского современного искусства в стране и за рубежом. Премия является одним из основных камертонов, определяющих тенденции развития художественного процесса в России, а также оказывает значительное влияние на его культурно-эстетическое содержание. В рамках сотрудничества ММОМА и Премии осенью 2019 года в ММОМА на Петровке пройдет выставка номинантов 12-й Премии Кандинского и церемония награждения победителей.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.