Выставка «Призракология постсоветских пространств» открылась в HSE ART GALLERY

0
535

В HSE ART GALLERY открылась групповая выставка — работы представят 60 художников, среди которых студенты и преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ, а также независимые авторы. Выставка — тотальная инсталляция: не то обжитой подъезд, не то захламленная квартира, наполненная работами художников, где графика, скульптура, видео, фотография и живопись осмысляют постсоветское пространство.

Александра Кузнецова. Микрорайон

Выставка является результатом оpen call, в ходе которого художникам предлагалось поразмышлять о «хонтологии» или «призракологии» окружающих нас пространств. Термин «хонтология», от слова haunt («призрак»), назван так по аналогии с онтологией — учением о бытии, описывающем особый тип бытия призрака как сущности, которая не является ни живой, то есть «существующей», ни неживой, то есть «существовавшей». Кураторки Александра Кузнецова и Софья Афанасьева отсылали участников выставки к тексту Жака Деррида «Призраки Маркса» и предлагали исследовать постсоветские пространства — общественные и частные — от самой страны, ее городов и улиц до многоквартирных типовых домов и коммуналок, дач и деревень на предмет присутствия фантомных феноменов, влияющих на наше бытование. Ответом художников стали самые разнообразные работы: графика, живопись, инсталляция и видео. Среди них кураторки, ставившие перед собой также исследовательские задачи, пронаблюдали несколько ключевых типов проявления призрачности в работах участников выставки.

Многие художники оказались заворожены созерцанием самих пространств, доставшихся нам в наследие предшествующей эпохи и воспринимают их как повод для фиксации или своего рода непременные декорации для событий современности. Промышленные зоны, гаражи, панельки, подъезды становятся объектами пристального вглядывания художников и самого разного диапазона отношения к ним — от ностальгии и любования до неприязни. Так в живописных работах Сергея Козликина и Анастасии Иликпаевой город — это родной, пусть и потертый, добрый мир, теплый и обжитой. В работе же Юлии Стародубцевой набившие оскомину панельки становятся сюжетом на кожухе боксерской груши, провоцирующим зрителя вступить с ними в обреченную схватку.

​​​​​​​Ряд художников обращается к пространствам как к месту действия, связанному с личной памятью, семейными историями и ностальгией. В инсталляции Кати Егоровой призраком предстает укрытая простыней и затем исчезнувшая новогодняя елка. А в объекте Екатерины Финкенштейн привычно торчащие праздничные флаги становятся полотнами воспоминаний прошедшего детства.

Наиболее сложный блок работ — проекты, связанные с идеологическими призраками и образами в окружающих нас пространствах. Здесь взгляд художников пронзителен и критичен к увиденному. Художницы и преподавательницы Школы дизайна Мария Челоянц и Катя Сиверс обнаружили в качестве призрака — бесконечно тиражируемый образ «Трех богатырей» Виктора Васнецова. Они развоплотят пропагандистский и идеологический знак, в который был перекодирован сюжет с тремя былинными персонажами в советское время, и соберут совместно со студентами музей одного образа.

Важная группа работ — это попытки фиксации или генерирования разного рода мистических феноменов и психоделических переживаний, связанных с теми или иными пространствами. Здесь художники буквально фиксируют и предъявляют зрителю различные фантомы. Так в живописной работе Константина Аджера известный сюжет картины Александра Герасимова становится своего рода психоделическим трипом в параллельную реальность.

Отдельно можно выделить ряд работ, связанных с темами руин и утопий. Это наблюдение за отдельными местами, районами, определенным типом построек и даже целыми городами, которые уходят вместе с советской эпохой, но все еще присутствуют на незначительном удалении от нас. И продолжают привлекать авторов, как исключительно эстетикой разрушения, так и маркерами не свершившихся обещаний, руинами невоплощенных утопий.

Выставка – дипломный проект студентки IV курса бакалавриата «Дизайн и современное искусство» Софии Афанасьевой в соавторстве с ее научным руководителем — Александрой Кузнецовой. На этапе подготовки выставки было создано визуальное исследование «Призракология в постсоветском искусстве» — книга, представляющая собой обзор проектов современных российских художников, которые можно интерпретировать как попадающие в это тематическое поле. Работа является частью диплома и будет представлена на выставке.

Помимо экспозиции в пространстве галереи выставка включает в себя также и онлайн-часть, в которой собраны фото, видео, гейм- и веб-проекты.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.
Предыдущая статьяНачинающие артисты и любители выступят в опере «Евгений Онегин»
Следующая статьяСтуденты и выпускники Школы дизайна примут участие в онлайн-аукционе

ПУБЛИКУЕМ КОММЕНТАРИИ ПОЗИТИВНО НАСТРОЕННЫХ ЛЮДЕЙ:

Оставьте ваш комментарий
Ваше имя