Выставка произведений заслуженного художника РФ Анатолия Слепышева «Живопись» открывается в залах РАХ

396

19 марта 2019 года в Выставочных залах Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, д. 21) состоится открытие выставки произведений заслуженного художника РФ, академика Российской академии художеств, лауреата Государственной премии Российской Федерации Анатолия Степановича Слепышева (1932 – 2016).

Экспозицию составят около 100 произведений разных лет из собрания семьи художника.

А.С. Слепышев – один из своеобразнейших русских художников 20-го и начала текущего века, подлинный мастер цвета, которого всегда переполняла радость свободного живописца, легко играющего с красками и находящего с ними таинственный контакт. Он был наделен огромным упорством, способностью, силой обращать окружающие реалии на пользу своему главному выбору. В его живописных видениях-притчах «переплавлены» и личный опыт, и познание европейской живописной культуры, приобщение к московской живописной школе первой половины XX века.

«С его полотен незримыми нитями в человека текут потоки добра, света, хорошего настроения, красоты. Это тот самый несконструированный оптимизм, подобный мироощущению Моцарта, он органичен и щедр… Его картины одновременно и масштабны и лиричны, динамичны и задумчивы, а главное — в них вложены нежность художника, его восторг перед жизнью, его глубокое чувство Родины»,- писал о художнике кинорежиссер Э.А.Рязанов.

А.С. Слепышев родился в селе Лопатино Пензенской области, учился в Нижне-Тагильском художественнно-промышленном училище. В 1964 году окончил московский художественный институт им. В.И. Сурикова (мастерские Л. Шиповского и А. Дейнеки). С 1967 года – член московского отделения Союза художников СССР.

На рубеже 1960-70-х гг. им было исполнено несколько росписей и декоративных композиций в общественных зданиях Москвы. Позднее художник стал заниматься станковой живописью и графикой. Он был превосходным живописцем, рисовальщиком, мастером акварели. С 1990 по 1996 гг. жил и работал в Париже, в этот период у него состоялось около тридцати персональных выставок во Франции. Затем обосновался в Москве. Много и серьёзно писал об искусстве и о людях искусства. В 2004 году увидел свет сборник избранных литературных работ «Рукотворная красота».

Значительное влияние на формирование манеры письма А.С. Слепышева оказали работы мастеров старшего поколения А.В. Фонвизина и Б.П. Чернышова. Он был талантливым продолжателем этой лирико-романтической традиции отечественного искусства (круг художников «Маковца», группы «Тринадцать», позднего Древина). К началу 1970-х годов чётко проявляется свободная раскованная пластическая манера, свойственная творчеству А.Слепышева. Художник огромной работоспособности, он находился в постоянном поиске новых формальных решений. Работы А.Слепышева отличают черты импровизации. В законченной картине мастер стремился не утратить спонтанности и естественности, поэтому каждая из них сохраняет динамику эскиза, энергичный напор темперамента. Но за этой кажущейся легкостью исполнения стояла огромная предварительная работа, создание многочисленных эскизов – графических листов, акварелей, гуашей, рисунков пером, которые одновременно представляют собой законченные, вполне самостоятельные произведения. В ходе работы над темой создавались целые серии вариаций, выражающие различные нюансы настроений.

Философия искусства Слепышева предельно гуманистична, живописные композиции подобны поэтическим фантазиям. Любовь художника к поэзии выразилась в написанном им во второй половине 80—х годов цикле картин, посвященном русским поэтам: «Н. Гумилев», «Анна Ахматова», «М. Цветаева», «А. С. Пушкин». Тяга к вневременным, общечеловеческим темам, склонность к монументальной эпичности естественно привели художника к библейским сюжетам, и он остановил свой выбор на наиболее трагических моментах евангельской истории: «Тайная вечеря», «Несение креста», «Распятие». Со временем ясно обозначились два направления в творчестве: многофигурные композиции на библейские, исторические темы и поэтические композиции с сельским пейзажем и мифологическими мотивами. Среди основных живописных серий «Восточная сказка», «Путники», «Привал», «Кочевье», «Бегство», «Исход» (1960-70, «Деревня» (нач. 1990-х), «Булонский лес», «Наполеон в России», «Российский флаг», «Церкви», «Георгий Победоносец», «Российские дороги» – 1990-е и многие другие.

Жизненное пространство многочисленных сюжетов произведений А. Слепышеа – окружающая природа. Это тесно связано с воспоминаниями о деревенских мирных пейзажах его детства, поразивших его сложностью, изменчивостью, гармонией цвета, позже воплощенных зрелым мастером в выразительных полотнах. Но любимые «рощи» Слепышева – не просто фон для его сюжетов, как отмечали исследователи. «Дорога, луг снизу, кроны деревьев сверху будто готовы выступить из холста, принять зрителя под свою Сень. Фигуры, объекты, массы и пятна цвета, отдельные мазки кисти – все это вместе создает впечатление неудержимо пульсирующей многомерности. Такая пластическая динамика, цвето-образная стереоскопия на самом деле бездвижных, выложенных на плоскости форм поистине редкое в современной живописи качество».

Произведения А. Слепышева представлены в собраниях крупнейших музеев – Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. Пушкина, Государственном музее истории Москвы, музее Питера Людвига (Германия), галерее Костаки (Греция), музее Зиммерли (США), многих российских музеев, а также в многочисленных частных коллекциях ведущих политиков, представителей бизнеса, деятелей искусства и т.д.

Российская академия художеств предоставляет зрителю редкую возможность встречи со столь обширной коллекцией произведений знаменитого мастера.