10 октября 2019 года в залах Московского отделения «Союза художников России» открывается персональная выставка произведений народного художника России, академика Геннадия Мызникова. Эта выставка посвящена памяти мастера, недавно ушедшего из жизни. В экспозиции представлены работы, созданные на протяжении 60 лет, начиная с конца 1950-х годов и до недавнего времени.
Геннадий Мызников – один из ярких представителей «шестидесятников», поколения, шедшего за художниками «сурового стиля». Однако его искусство другое — живое, яркое, в нем слышны отзвуки древнерусской живописи и народного искусства. Художник не стремился к иллюзорности, нередко прибегал к плоскостному построению картины. Через приемы примитива передавал непредвзятость, непосредственность ощущений. Использовал насыщенные яркие цвета, характерные для народной эстетики, смело сталкивал их друг с другом, добивался звучности напряженности контрастов.
За более чем полувековую творческую деятельность Геннадий Мызников постоянно открывал для себя разные жанры и разрабатывал новые темы. Широкую известность живописцу принесли масштабные многофигурные композиции на историко-революционные темы: «Стачка» (1960), «Маевка» (1964), «В.И. Ленин. Революция» (1961-1987).
Камерность выставочных залов МОСХ предполагает смещение главных акцентов экспозиции с больших жанровых произведений в сторону личного: подмосковных пейзажей, портретов родных и близких, натюрмортов, составленные их старых, но дорогих вещей. Их можно будет увидеть наряду с такими этапными произведениями как «Девушка из Подмосковья» (1964), «Вечер» (1965), «За фабричной заставой» (1968), «Автопортрет с семьей» (1978) и др.
Лейтмотивом выставки станет тема русской провинции, с бегущими по небу кучевыми облаками, со стройными рядами сосен и берез, спокойной озерной гладью и размеренным течением рек в безветренную погоду. В этих работах воплотилась мечта художника — «остановиться самому и остановить других».
Куратором выставки стала Виктория Зубравская, дочь художника и заведующая выставочным отделом ГМВЦ «РОСИЗО». Виктория с самого детства была моделью для портретов художника: например, «Портрет Вики» (1968) в школьной форме или «Портрет В.Г. Зубравской» (1982) в красном платье.
«Привлекает именно хорошая живопись, та, что вызывает у посетителя восторг от удачно найденного сочетания цветов, богатства фактуры полотна, остро схваченного характера. Для этого мы и ходим на выставки – за впечатлением праздника, которого нам не хватает в современной жизни, переполненной борьбой и противоречиями», — говорит Виктория Зубравская. Это тот случай, когда связь между куратором и художником настолько прочная и взаимодополняющая, что зритель легко может считать состояния, основные акценты, ритм и ассоциативные связи между произведениями внутри экспозиции.
«В погоне за новизной, за бесконечной сменой впечатлений, искусство в какой-то мере утратило психологизм, внимание к человеку. Может быть поэтому люблю статичность, ценю умение вживаться, длительно, пристально всматриваться в человеческое лицо или уголок природы… В движении порой теряешь чувство реальности предмета, мира, а вместе с тем и чувство прекрасного. Хочется иногда самому остановиться и остановить других…», – рассказывает художник Геннадий Мызников.
Всего представлено более 60 живописных и графических произведений из фондов ВТОО «Союз художников России», частных коллекций и собрания семьи художника.
Завершит свою работу выставка 24 октября.
Геннадий Мызников. Май
Геннадий Мызников. Потрет Саши Зубравского
Геннадий Мызников. Портрет Вики
Геннадий Мызников. Пейзаж
Геннадий Мызников. За фабричной заставой
Геннадий Мызников. Вечер
Геннадий Мызников. Автопортрет с семьей. Часть триптиха