Анастасия Соколова. Вода. Свет. Март. 2016-22 г. Холст, масло, 100х120 см
Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» представляет выставку живописи и графики академиков Российской академии художеств Анастасии Владимировны Соколовой и Валерия Анатольевича Чернорицкого «Отражения».
С 2017 года Музей реализует выставочный проект «Наши близкие соседи», который знакомит с произведениями художников, живших и живущих в знаменитом абрамцевском посёлке. Анастасия Соколова и Валерий Чернорицкий — союзники в творчестве и в жизни, представили на выставку в Абрамцево работы последних лет. Экспозиция построена на работах двух жанров — пейзаже и портрете. В принципиальности выбора, который оставался за авторами произведений, прочитывается идея отражений — воздуха в цвете, настроения в пластике, эмоции в лице.
Если под пейзажем понимать не только изображение природы, но «определённый вид ориентировки в мире действительности, вполне законченное художественное мироощущение», — то картинные этюды Анастасии Соколовой выражают её стиль живописи. Воздух и светотень — эти неизбежные признаки понятия живописности — являются основными факторами пейзажа, как стилистической формы. Мастер, владея живописной формой, стремится отразить живую природу в её изменчивых состояниях. Не тип местности интересует художника, а её неповторимый портрет. Не космический лик природы, а её психологическая выразительность.
Стилистические признаки портрета, как своеобразной художественной формы, заключаются в трактовке явления как живого и индивидуального образа. И хотя портретированию может быть подвергнута и природа, но только человек, как индивидуальность, представляет подлинный материал для запечатления образа. В случае с Валерием Чернорицким — это автопортрет, собственное видение мира, миропереживание и эмоция как отклик на него. Перед нами — почти «моментальный снимок», где жизнь представлена не длящимся процессом, а остановившемся мгновением. Поэтому куратор выставки высказывает догадку: стилистическая концепция, технический арсенал живописания, рисования есть след личности художника, — это ли не отражение его связей с миром?
Текст составлен на основе статьи куратора, ведущего научного сотрудника музея-заповедника «Абрамцево» Светланы ВОЛКОВОЙ