Выставка «Три жизни Аньес Варда» открывается в Мультимедиа Арт Музее Москва

151

12 апреля 2019 года рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет ретроспективную выставку легендарного французского режиссера, фотографа и художника Аньес Варда.

«Я надеялась, что не доживу до 45. Думала, что романтично умереть молодой». Аньес Варда ушла из жизни 29 марта 2019 года в возрасте 90 лет. «Бабушка „новой волны“», как нежно называли её французы, изменила наше представление о документальном кино. Она позировала для обложек модных журналов, танцевала с Анджелиной Джоли в момент присуждения ей почетного «Оскара» за выдающиеся заслуги, боролась с раком, до последнего много работала, оставаясь любопытной и открытой для новых идей, а главное — была великим гуманистом. «Мне нравятся другие люди, они меня интересуют, ужасно меня интригуют», — сказала Варда в автобиографическом фильме «Побережья Аньес» (2008), считая эти слова ключевыми для понимания ее творчества.

«У меня никогда не было плана. Я жду, пока что-то станет настолько привлекательным, что я должна это сделать. Любопытство — хорошая черта», — эту фразу, сказанную Аньес Варда в одном из интервью, можно сделать эпиграфом к выставке. Именно эти слова объясняют название проекта — «Три жизни Аньес Варда» — и дают возможность понять, как и почему она завершала один творческий этап и без колебаний переходила к следующему — от фотографии к кинематографу, от кинематографа к современному искусству и снова к
фотографии.

Аньес Варда родилась в 1928 году в Бельгии. Приехав в Париж, изучала литературу и психологию в Сорбонне, историю искусств в Школе Лувра, а также фотографию на вечерних курсах в Школе фотографии. Изначально она хотела стать музейным куратором, но, окончив фотографические курсы, изменила свои планы. Она оборудовала маленькую фотолабораторию и, вооружившись подержанным «Роллейфлексом», начала принимать заказы на съемки: работала фотографом на свадьбах, делала семейные портреты, фотографировала своих друзей-
художников и просто бродила по городу в поиске «решающего момента».

В начале 1950-х Аньес Варда стала официальным фотографом Авиньонского театрального фестиваля, организованного Жаном Виларом, а также Национального народного театра (TNP), также возглавляемого Виларом. TNP, в котором в то время блистали Жерар Филипп, Жанна
Моро и Филипп Нуаре, был центром театральной жизни Парижа — Варда быстро завоевала признание в качестве театрального фотографа, не прекращая фотографировать «для себя». В этот период она побывала на Кубе, в Китае, Португалии и Германии, из каждой поездки привозя множество снимков. Аньес продолжала делать портреты своих близких, друзей, художников и кинематографистов — Жака Деми, Марио Прассиноса, Жермена Ришье, Федерико Феллини, Лукино Висконти и др.

В 1954 году она организовала свою первую (и в течение последующих 60 лет — единственную) выставку фотографий, которые разместила во дворе своего дома на ул. Дагер, 86 в Париже, прямо на стенах лаборатории и ставнях дома. На пригласительном билете было написано: «Буфет во вторник 1 июня с 17 до 22 часов». Выставку посетили лишь несколько соседей из 14-го округа Парижа, в том числе Ханс Хартунг и Брассай.

Аньес Варда сохранила оригиналы этих фотографий и в 2014 году, совместно с галереей Натали Обадиа, показала их на Paris Photo. Эти снимки вошли и в экспозицию в МАММ.

Черно-белые винтажные отпечатки, созданные в 1950–1954 годах, проливают свет на первые шаги фотографа Аньес Варда, ныне признанной великой кинематографистки, а в последние 10 лет и визуальной художницы.

В 1954 году по просьбе смертельно больного друга, который уже был не в состоянии посетить родные места, Варда поехала на фотосъемку в маленький рыбацкий поселок Пуэнт-Курт.

Работа настолько её увлекла, что она решила снять в этом местечке полнометражный художественный фильм. Для реализации фильма «Пуэнт-Курт» (La Pointe Courte) Аньес Варда создала свою продюсерскую компанию «Сине-Тамарис» (Société Ciné-Tamaris).

С 1960 года она полностью посвятила себя кинематографу. Аньес Варда сняла 33 фильма, чередуя коротко- и полнометражные, документальные и игровые картины, самые знаковые из которых — «Клео от 5 до 7» (1961), «Счастье» (1965), «Без крыши, вне закона» (1985), «Жако из Нанта» (1990), «Собиратели и собирательница» (2000), «Побережья Аньес» (2008) «Лица, деревни» (2017), «Варда глазами Аньес» (2019).

В 2003 году начался следующий творческий этап Аньес Варда, на этот раз в амплуа визуального художника. Ее инсталляции были представлены на Венецианской биеннале (2003), Fondation Cartier pour l’Art contemporain в Париже (2006), CAFA Beijing и HUBEI Museum
Wuhan в Китае (2012), Музее искусств округа Лос-Анджелес в Лос-Анджелесе (2013), Logan Center for the Arts в Чикаго (2015), Blum & Poe Gallery в Нью-Йорке (2017), Nathalie Obadia Gallery в Париже (2018), Pazo da Cultura Pontevedra Spain и на Ливерпульской биеннале (2018).

На выставке в МАММ будут представлены ключевые работы Аньес Варда, характеризующие все этапы её творчества, в том числе документальные фильмы и несколько макетов из 35-миллиметровой пленки, принесшие ей известность как художнице.

В марте 2019 года Аньес Варда прислала нам маленький текст, которым она хотела предварить свою выставку и который мы приводим здесь целиком: «По такой разнообразной подборке моих фотографий можно догадаться, что жизнь сводит меня с очень разными людьми и
странами. Я была рада работать с Жаном Виларом, талантливым театральным постановщиком, и его блестящим актером Жераром Филипом, пришедшим из киноиндустрии. Что касается кино, я посылаю несколько фото легендарных личностей: Катрин Денев, Жерара Депардье, мастера Висконти, моего любимого Жака Деми и других. Я работала на Кубе, в Китае, но на этой выставке вы также увидите мое видение поколения мира и любви конца 60-х в Лос-Анджелесе.

Как художник я создаю большие шалаши из 35-миллиметровых пленок: это макеты, дающие представление о том, что может быть построено. Я завершаю свою выставку тремя автопортретами, сделанными, когда мне было 20, 40 и 80 лет».

Аньес Варда — обладатель «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля (1965); «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля (1985); «Почетного леопарда» Кинофестиваля в Локарно (2014); почетной «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля (2015); приза зрительских симпатий Кинофестиваля в Торонто (2017); почетного приза «Оскар» (2017) и «Золотой звезды» Кинофестиваля в Марракеше. Последней прижизненной наградой Аньес Варда стала Золотая камера Берлинского кинофестиваля (2019), которую она получила
за документальный автопортрет «Варда глазами Аньес».

Завершит свою работу 26 мая 2019 года.

Аньес Варда. Марди Гра (Масленный вторник), 1953 год. Из серии «Воспоминание о выставке 1954 года». Предоставлено автором и галереей Натали Обадия, Париж/Брюссель © Аньес Варда

Аньес Варда. Картофельное сердце. Из серии «Воспоминание о выставке 1954 года». 1953 год. Предоставлено художником и галереей Натали Обадия, Париж/Брюссель © Аньес Варда

Аньес Варда. Странная рожа II. Из серии «Воспоминание о выставке 1954 года». 1952 год. Предоставлено художником и галереей Натали Обадия, Париж/Брюссель © Аньес Варда

Аньес Варда. Добро пожаловать в Вёль-ле-Роз. Из серии «Воспоминание о выставке 1954 года». 1954 год. Предоставлено художником и галереей Натали Обадия, Париж/Брюссель © Аньес Варда

Аньес Варда. Соль. Из серии «Воспоминание о выставке 1954 года». 1951 год. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток с негатива, оргалит

Аньес Варда. Катрин Денев, 1969 год. Катрин Денёв снималась в фильме «Апрельские безумства» с Джеком Леммоном. Снимок сделан в её вилле на холмах Беверли-Хиллз. Жак* ставил «Model Shop», а я снимала «Lions Love». Это было в 1969 году в Лос-Анджелесе. Предоставлено автором © Аньес Варда

Аньес Варда. Лукино Висконти, 1962 год. Еженедельник «Realites» в 1962 году послал меня в Рим делать портреты Лукино Висконти. Он принял меня, так как высоко ценил мой фильм «Клео от 5 до 7». Его настоящие и фальшивые собаки произвели на меня не меньшее впечатление, чем он сам, такой серьезный и сдержанный. Visconti © Agnes Varda

Аньес Варда. Жерар Депардье, 1966 год. Жерар Депардье у меня дома в конце 1966. Мы вместе отправлялись на Рю де ла Гете и далее на съемки видов для «Рождественской песни». Нас было три актера, считая его, и два техника, считая меня. Жерар нес триногу от 35 мм камеры. Я надеялась добиться продюсирования своего фильма, предоставив сценарий и два снятых эпизода. Но увы… Предоставлено автором © Аньес Варда

Аньес Варда. Ребенок перед рисовой плантацией около Чунцина. Китай, 1957 год. Из серии «Китай». Предоставлено автором и галереей Натали Обадия, Париж/Брюссель © Аньес Варда

Аньес Варда. Члены киношколы I.C.A.I.C. танцуют «ча-ча-ча». Сарита Гомез, женщина и дети. Гавана, 1962—1963 годы. Из серии «Куба». Предоставлено автором и галереей Натали Обадия, Париж/Брюссель © Аньес Варда

Аньес Варда. Управляющие домом. Женщина с ружьем и мальчик в белой рубашке. Из серии «Куба». Гавана, 1962—1963 годы. Предоставлено художником и галереей Натали Обадия, Париж/Брюссель. © Аньес Варда

Аньес Варда. Жан Вилар и Мария Казарес, проклятая пара. «Макбет». Авиньон, 1954 год. Предоставлено автором © Аньес Варда

Аньес Варда. Жерар Филип. «Сид». Папский дворец, Авиньон, 1951 год. Авторский винтажный серебряно-желатиновый отпечаток (Около 1980). Предоставлено автором © Аньес Варда