Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфишаВыставка «Уберите чучело лисы. К 100-летию краеведения» открывается в Музее Москвы

Выставка «Уберите чучело лисы. К 100-летию краеведения» открывается в Музее Москвы

В декабре 1921 года в Москве состоялась Конференция научных обществ по изучению местного края, закрепившая в музейном и административном лексиконе слово «краеведение». К 100-летию краеведения Музей Москвы подготовил выставочный проект об истории становления советских краеведческих музеев. Пространство выставки превратится в воображаемый краеведческий музей Москвы, сконструированный кураторами по советским инструкциям 1930-х годов. Отделы и разделы этого музея визуализируют основные приемы построения краеведческих экспозиций, а многочисленные тексты и цитаты в экспозиции раскрывают заложенный в них идеологический и социально-политический подтекст.

Московский Коммунальный Музей в Сухаревой башне. Фрагмент выставки от «Москвы капиталистической к Москве социалистической». 1933 год. Колоризация, цифровая копия. Коллекция Музея Москвы

Московский Коммунальный Музей в Сухаревой башне. 1-й этаж, вестибюль. 1931 год. Колоризация, цифровая копия. Коллекция Музея Москвы

Московский Коммунальный Музей в Сухаревой башне. 2-й этаж, посетители в зале № 3. 1931 год. Колоризация, цифровая копия. Коллекция Музея Москвы

Лебедев Н.Н. Московский Коммунальный Музей в Сухаревой башне. 2-й этаж, отдел «Старая Москва». 1926 год. Колоризация, цифровая копия. Коллекция Музея Москвы

Московский Коммунальный Музей в Сухаревой башне. 2-й этаж, библиотека. 1933 год. Колоризация, цифровая копия. Коллекция Музея Москвы

«Уберите чучело лисы» — это выставка-деконструкция, призванная развеять ностальгический флер вокруг музея краеведения. На выставке краеведческий экспозиционный канон — во многом утративший актуальность, местами незаслуженно забытый, но часто воспроизводящийся в обновленных материалах так, будто ему не существует альтернатив — препарируется, разбирается на части и анализируется с точки зрения своих первоначальных задач.

С классической экспозицией краеведческого музея знакомы миллионы жителей постсоветского пространства. Лось, тундра, революция — в такие шаблонные рамки можно поместить любую локальную историю и природу. Ироничным названием выставки «Уберите чучело лося» кураторы проекта призывают не только увидеть тенденции, которые берут начало в музейной экспозиционной политике 1930-х, но и задуматься о том, как иначе мы можем сложить «золотую триаду» краеведения — репрезентацию современного общества, природы и истории.

«Мы требуем от советского краеведческого музея активного участия в изучении производительных сил края, его природных богатств, быта, населения, его истории. Мы требуем от наших музеев марксистско-ленинской экспозиции». Натан Шнеерсон, один из лидеров музейно-краеведческого движения 1930-х годов, идеолог и руководитель Истринского музея (сегодня — «Новый Иерусалим»), 1934.

«Истринский музей нашел гармонь. Зачем, казалось, гармонь музею? Маленькая подробность — она найдена у рабочего завода и в свое время ее использовали для маскировки нелегальных собраний. Тот же музей нашел у населения сигнальную лампу, ставившуюся на окно конспиративной квартиры». Феликс Кон, учёный-этнограф, 1936.

«Можно уверенно сказать, что одно лишь кваканье лягушки или вылетевший из аквариума жук способны обесценить всю экспонатуру залы приковав внимание массового зрителя к этим непредусмотренным программами осмотрам эпизодам с сорвать сверхценность обобщающей его идеи». Александр Котс, учёный, доктор биологических наук, профессор, музеевед, основатель и первый директор Дарвиновского музея, 1944.

Над выставкой работала кураторская команда — исследовательница Софья Гаврилова и куратор Музея Москвы Алиса Савицкая. Софья Гаврилова изучала архивные и библиотечные материалы, а также музеи на местах. Краеведческий музей в ее исследованиях является материальным воплощением краеведческого движения, а также историческим наследием, на материале которого можно говорить о программировании определенного типа отношений человека и территории. Важную часть работы с краеведческими музеями составляло визуальное исследование — с детства знакомые биогруппы животных, полные археологических находок витрины и усыпанные документами и фотографиями стенды заслуживают не меньшего внимания, чем документы, на основе которых они были созданы.

Зрители выставки смогут не только познакомиться с результатами исследования, но и погрузиться в атмосферу классического краеведческого музея. Представленные на выставке части отделов природы, истории и социалистического строительства включают более 200 экспонатов — живопись, графику, археологические находки, предметы мебели и быта, открытки и плакаты из коллекции Музея Москвы, а также 50 чучел из собрания Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева.

Одновременно с выставкой в музее начнет работу 6-я Международная конференция «Музей в городе — город в музее», которая в этом году также посвящена 100-летию краеведения. Ежегодно конференция собирает музейных специалистов, историков, антропологов, кураторов, художников, архитекторов, социологов, урбанистов, искусствоведов и культурологов, чтобы обсудить роль городских и региональных музеев в контексте исторического и современного развития городов. Подробная программа конференции будет опубликована на сайте Музея Москвы.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru