Выставка «Учебный рисунок» открывается в МВК РАХ

2923

16 октября 2019 года выставка «Учебный рисунок» открывается в залах МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, д. 19). Выставка приурочена к 10-летию создания мастерской монументальной живописи народного художника России, академика РАХ, профессора Александра Кировича Быстрова в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств. Основу экспозиции составляют рисунки студентов III, IV, V и VI курсов, а также ассистентов-стажёров, проходивших обучение в мастерской. Данные работы представляют различные учебные задания: от двухфигурных и трёхфигурных штудий обнажённой модели, рисунков крупнее натуральной величины и костюмированных портретов, до подготовительных зарисовок к дипломным проектам.

Ю. Кочурова. 4 курс. Голова крупнее натуральной величины

Ю. Борчуков, 5 курс. Двойная обнаженная постановка

Именно в учебном рисунке, являющемся основой академического художественного образования, в наибольшей степени проявились педагогические установки мастерской А.К. Быстрова. Сложившаяся ещё в Императорской Академии художеств и унаследованная Институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, традиция обучения рисунку как универсальной дисциплине, лишённой специализации перестала отвечать требованиям времени. Первым обратился к поиску иных путей известный петербургский художник-монументалист Александр Быстров, на практике доказавший эффективность предложенных им идей своими монументальными произведениями. А.К. Быстров является автором более десятка мозаичных и витражных композиций для станций петербургского метрополитена, росписей возрождённого храма Христа Спасителя в Москве и Знаменского собора в Курске, а также целого ряда панно для частных и общественных зданий Санкт-Петербурга.

Т. Киргизова, 5 курс. Костюмированный портрет

С. Нурулова, 5 курс. Двухфигурная обнаженная постановка

Возглавив персональную мастерскую в 2008/2009 учебном году, Александр Быстров определил магистральное направление процесса обучения: «освоение законов монументальности как творческой задачи». Суть данной методики заключается в интеграции профессионально ориентированных задач в структуру дисциплины «Рисунок» без подрыва её академической направленности. Для достижения заявленной цели доцентом кафедры рисунка Анной Ивановной Дендериной был разработан специальный комплекс учебных заданий, успешно встраиваемый в существующую программу по рисунку Института имени И.Е. Репина.

В частности, на выставке представлены рисунки головы и фигуры человека крупнее натуральной величины, в процессе создания которых студенты обучаются работе с крупным форматом. В таких заданиях модель часто изображается на чёрном, тёмном или контрастном фоне. Это необходимо для того, чтобы выявить доминирование силуэта пятна над моделировкой внутреннего объёма.

Просмотр учебного рисунка в мастерской

Монтаж отчетной выставки

Для усиления ритмической составляющей в учебные постановки включаются дополнительные предметы антуража (драпировки, натюрморты, гипсовые формы, полиграфические изображения), сюжетно связанные с темой задания. Сложносочинённые, тематические рисунки групп фигур, рисунки в нестандартную геометрическую форму (круг, овал или тимпан), использование низкого горизонта и «барельефного пространства», сохраняющего впечатление плоскостности изобразительной поверхности – всё это приближают учебную штудию к задачам стенописи.

Помимо применения классических графических материалов рисунка (сангины, сепии, соуса, графитного карандаша) в мастерской монументальной живописи А.К. Быстрова проводятся полихромные учебные задания в три, четыре или пять цветов, в том числе темперными красками, ведь именно в этой технике, как правило, художники выполняют картоны – полноразмерные предварительные изображения будущих монументальных произведений.

Существенным навыком для монументалистов является умение изображать фигуру человека в любом положении по представлению, что обеспечивается не копированием увиденного, а свободным конструированием формы на основе научных знаний. О том насколько была достигнута эта цель можно судить по тому, как студенты выполняют композиционные рисунки по воображению, а также подготовительные зарисовки к будущей квалификационной работе – мозаике, росписи, витражу.

Д. Смирнов, 5 курс. Мужская обнаженная фигура

А. Жунина, 4 курс. Голова крупнее натуральной величины

Молодые художники сразу после окончания института включаются в активную работу монументалистов, участвуя, а порой и возглавляя крупные проекты, тем самым доказывая важность и своевременность проводимой корректировки привычных образовательных постулатов сообразно тенденциям современного монументального искусства. Данная выставка продиктована желанием поделиться с широкой аудиторией и профессиональным сообществом результатами учебно-творческой деятельности мастерской, а также познакомить ценителей искусства с талантливой молодёжью, вступающей на тернистую стезю художника-монументалиста.

Почувствовать творческую атмосферу мастерской, увидеть молодые одухотворённые лица будущих художников-монументалистов помогают репортажные фотографии Павла Валерьевича Долганова, раскрывающие посетителям выставки процесс создания рисунков и учебных постановок.

Благодаря поддержке ректора Института имени И.Е. Репина, академика РАХ Семёна Ильича Михайловского к юбилейной дате было издано учебно-методическое пособие А.И. Дендериной «Учебный рисунок в мастерской монументальной живописи», которое также представлено на выставке.

Текст составлен на основании статьи А.И. Дендериной

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.