Выставка «Взгляд из ХХ века. Древнерусская храмовая живопись в копиях художников советского времени» открывается в МВК РАХ

374

30 сентября 2020 года выставка из фондов Музея имени Андрея Рублева в залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств посвящена теме копирования выдающихся древнерусских храмовых росписей в 1920–1980-е годы. На выставке представлены копии росписей самых знаменитых памятников древнерусской монументальной живописи: от Софийского собора в Киеве до стенописей знаменитого мастера Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Некоторые из оригиналов не сохранились до нашего времени, что делает выполненные с них копии особенно ценными.

В экспозицию включено около семидесяти работ авторства десяти художников. Для некоторых из них, таких как Н.И. Толмачевская, М.В. Ломакина, Н.В. Гусев, копирование древней живописи стало делом всей жизни. Другие – С.С. Чураков, А.П. Греков, Г.З. Быкова, А.И. Марампольский, А.Н. Овчинников – известны, прежде всего, как исследователи и реставраторы памятников древнерусского искусства. Их работы не только документируют древние стенописи, но и отражают взгляд на них человека той эпохи, демонстрируют разные подходы к копированию.

Копия фрески «Праведные, идущие в рай» из композиции «Страшный Суд». Успенский собор во Владимире. Андрей Рублёв. 1408 год. Копиист Н.И. Толмачевская, 1920 – 1930-е годы (?). Бумага, акварель, гуашь. 35,6×30,0×0,01 см

Копия фрески «Пророк Соломон». Софийский собор. Новгород. 1109 год. Копиист Н.И. Толмачевская, 1920-е годы (?). Бумага, акварель, гуашь. 64,0×45,3×0,01 см

Копия фрески «Праотец Ной». Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Новгород. Феофан Грек. 1378 год. Копиист Н.И. Толмачевская, 1920 – 1930-е годы (?). Бумага, акварель, гуашь. 57,4×34,5×0,01 см

Копия фрески «Ангел». Из композиции «Вознесение Господне». Церковь Спаса Преображения на Нередице. Новгород. 1199 год. Копиист М.В. Ломакина, 1927 год. Бумага, акварель (?), белила, карандаш. 31,0х24,0х0,01 см

Копирование на протяжении веков служило важным способом овладения навыками профессии художника: ученик, копируя работы мастера, постигал основы ремесла. С XVII века в Западной Европе копирование общепризнанных шедевров входило в процесс художественного обучения. Им занимались не только ученики, но и профессиональные художники, изучая живописные приемы своих великих предшественников.

В России школа копирования произведений изобразительного искусства начала складываться с открытием в Санкт-Петербурге Академии художеств (1757) и, согласно европейской системе художественного образования, стала одним из методов обучения будущих живописцев. Тогда же в научных кругах возникла идея тщательного воспроизведения собственно русских древностей, в первую очередь храмовых росписей. Так, М.В. Ломоносов указывал на необходимость с «имеющихся в церквах изображений государских иконописною и фресковою работою… снять точные копии величиною и подобием, на бумаге водяными красками…». Им же была сформулирована задача сохранения через копии древних образов для отечественной истории. Заметный импульс к его развитию для потомков: «…от съедающего времени отнять лики и память…». По замыслу ученого, копии также помогли бы познакомить с русскими древностями жителей других государств.

Целенаправленный характер копирование древней русской живописи получило значительно позднее, в конце 1820-х годов, когда в обществе зародился интерес к публикациям академика живописи Ф.Г. Солнцева, посвященным русским древностям и включавшим сотни хромолитографий с их точным воспроизведением. Конец XIX века был отмечен появлением среди художников первых энтузиастов копирования древнерусских стенописей.

В XX столетии копирование средневековой монументальной живописи стало выполнять также и научно-исследовательские задачи. Возникло понятие научного копирования, а его метод был разработан в 1920-х года художницей Л.А. Дурново, основавшей в Ленинграде специальную школу. К началу 1940-х годов её многочисленные ученики и последователи выполнили огромный комплекс работ, запечатлевших памятники древней монументальной живописи Киева, Чернигова, Ярославля, Старой Ладоги, Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, новгородских храмов. Среди последних – разрушенные в годы Великой Отечественной войны церкви Спаса на Нередице (1199) и Успения на Волотовом Поле (1363–1380).

Художники-копиисты советского периода успешно копировали как отдельные композиции, так и целые храмовые ансамбли монументальной живописи. В первую очередь это были знаменитые росписи, созданные великими живописцами Феофаном Греком в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1378), Андреем Рублевым и Даниилом в Успенском соборе во Владимире (1408), Дионисием в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502), которые на протяжении многих лет последовательно копировал Н.В. Гусев. Художником-реставратором А.Н. Овчинниковым выполнен корпус копий стенописей Георгиевской церкви в Старой Ладоге (последняя четверть XII века) и Успения Богородицы в селе Мелётове под Псковом (1465).

Многие из созданных в советскую эпоху копий приобрели значение подлинников, поскольку оригинальная живопись с годами претерпела изменения и понесла утраты. Таким образом, задача сохранения древнего культурного наследия России, поставленная М.В. Ломоносовым, была реализована художниками, обладавшими настойчивостью исследователя и знаниями реставратора.

Копии древнерусских стенописей, хранящиеся в собрании Музея имени Андрея Рублева, позволяют собрать в едином экспозиционном пространстве самые географически разобщенные выдающиеся памятники древнерусской монументальной живописи.

На выставке также будет демонстрироваться фильм о восстановлении художником и реставратором А.П. Грековым росписей церкви Спаса Преображения на Ковалеве, разрушенной во время Великой Отечественной войны. К выставке подготовлен полный каталог.

Выставка открыта для посещения до 15 ноября.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.