Выставка живописи Василия Николаева «Пространство мифа» открывается в МВК РАХ

517

12 февраля 2019 года, в Выставочных залах Российской академии художеств (Москва, ул. Пречистенка, д. 21) состоится открытие выставки произведений заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Василия Николаева «Пространство мифа». Экспозицию составят несколько десятков произведений разных лет, достаточно полно и емко характеризующих творчество мастера.

В творческой биографии рязанского художника Василия Николаева персональная выставка в залах Российской академии художеств – событие этапное, своего рода кульминация профессиональной деятельности. На протяжении сорока лет персональные экспозиции остаются для него наиболее приемлемой формой осмысления и переоценки созданного, отмечая определенные вехи в творческих поисках художника. К настоящему времени таких выставок насчитывается более трех десятков. География их показа весьма широка – от Рязани и Москвы до городов Германии, Франции, Англии на западе и Казахстана на востоке.

Василий Иванович Николаев родился в 1951 году в Киеве. Окончил Рязанское художественное училище (1966–1970) и Киевский государственный художественный институт (1970–1976). В1976 году, вернувшись в Рязань, в течение семи лет преподавал специальные дисциплины в Рязанском художественном училище. Тогда же начал участвовать в выставках разного ранга: всесоюзных, всероссийских, региональных, областных.

Василий Николаев. Аргонавты

Василий Николаев. Композиция с золотом

Василий Николаев. Медея

Василий Николаев. Оазис

Василий Николаев. Сотворение Пандоры

Успешно дебютировав как автор картин и портретов, по стилистике совпадавших с исканиями художников 1970-х, художник десятилетие спустя предпочел выбрать индивидуальный путь субъективного опыта, полагаясь на собственное чутье, вкус и эрудицию. На рубеже 1980–1990-х годов в работах Николаева отчетливо выявился круг тем и образных решений, весьма опосредованно связанный с текущей повседневностью. Герои мифологии, святые Средневековья, пустынные и полные тревоги городские виды и метафорические натюрморты обозначили переход автора к реальности, существующей не в чувственном опыте, а в культурной памяти. Размышления о величии ушедших в прошлое цивилизаций, об утрате цельности и полноты бытия получили в работах художника трактовку личную, не претендующую на пафос общественного диалога, но лишенную созерцательной успокоенности.

На протяжении двух последних десятилетий мифология, музыка и театр составляют неразрывное тематическое триединство в творчестве Василия Николаева. Подобно дошедшим до нас осколкам давно минувших эпох, по которым складывается сложная, разноречивая интерпретация прошлого, в сериях работ художника представлены одновременно евангельские сюжеты, персонажи античной мифологии, древние постройки. Как правило, выполнены они как узнаваемый, но размытый в памяти образ.

Оставаясь приверженцем масляной техники, Николаев всё чаще отказывается от фигуративной живописи, создавая в своих композициях мир чистых цветовых ритмов. Разнообразная фактурная разработка поверхности в его холстах связана с драматургией конкретного образа – лирически-созерцательного или драматически-напряженного.

Каждое столетие сопоставляет с прошлым свой опыт, творит собственные мифы. У прошлого нет чётких границ. Возможно поэтому, в сериях работ Николаева нет жесткого сценария. Абстрактный художественный язык его произведений последних лет – жест высокого доверия к зрителю, в котором автор предполагает художественное чутьё, способность сопереживать и эрудицию.

Завершит работу выставка 3 марта.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.