Выставка Daemons in the Machine открывается Московском музее современного искусства

919

Мос­ков­ский музей совре­мен­но­го искус­ства и Laboratoria Art&Science Foundation пред­став­ля­ют выстав­ку Daemons in the Machine, при­уро­чен­ную к 10-летию фон­да. Про­ект посвя­щен так назы­ва­е­мой «новой демо­но­ло­гии» — худо­же­ствен­но­му осмыс­ле­нию искус­ствен­но­го интел­лек­та, мифов и при­зра­ков эпо­хи авто­ном­ных машин. Откры­ва­ют ли они новые, неиз­вест­ные спо­со­бы суще­ство­ва­ния? Могут ли ней­ро­се­ти думать — и что вооб­ще в таком слу­чае озна­ча­ет сло­во «думать»? Боль­шая часть работ, создан­ных для про­ек­та худож­ни­ка­ми из Рос­сии, Вели­ко­бри­та­нии, Австрии и Австра­лии сов­мест­но с уче­ны­ми из IPavlov, МФТИ и Кур­ча­тов­ско­го инсти­ту­та, будет пока­за­на пуб­ли­ке впервые. 

Про­ект Daemons in the Machine иссле­ду­ет акту­аль­ные IT-тех­но­ло­гии, чей потен­ци­ал еще до кон­ца не изу­чен раз­ра­бот­чи­ка­ми и спе­ци­а­ли­ста­ми в дан­ной сфе­ре: искус­ствен­ный интел­лект, блок­чейн, ком­пью­тер­ные виру­сы. Участ­ни­ки выстав­ки, изу­чая эти­че­ские и футу­ро­ло­ги­че­ские аспек­ты совре­мен­ных тех­но­ло­гий, рабо­та­ют с новей­ши­ми худо­же­ствен­ны­ми фор­ма­ми, таки­ми как: робо­ти­че­ские инстал­ля­ции, само­раз­ви­ва­ю­щи­е­ся объ­ек­ты, циф­ро­вые интер­вен­ции и нейро-инсталляциями.

На вхо­де в экс­по­зи­цию зри­те­лей встре­тит ней­ро­сеть, кото­рая через каме­ры наблю­де­ния рас­по­зна­ет все, что про­но­сит­ся у нее «перед гла­за­ми». Эта интер­ак­тив­ная ней­ро­ин­стал­ля­ция бри­тан­ско­го худож­ни­ка Мемо Акте­на Learning to See не толь­ко опи­ра­ет­ся на преды­ду­щие зна­ния, полу­чен­ные, в том чис­ле и с теле­ско­па Hubble, но и про­дол­жа­ет обу­чать­ся в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни, бла­го­да­ря уча­стию каж­до­го зри­те­ля, появ­ля­ю­ще­го­ся в поле зре­ния объекта.

В интер­ак­тив­ной инстал­ля­ции После­зав­тра твор­че­ско­го объ­еди­не­ния «Куда бегут соба­ки» блок­чейн пред­ста­ет новой рели­ги­ей — поис­ком Совер­шен­но­го чис­ла. Оно гене­ри­ру­ет­ся элек­тро­схе­мой, кото­рая пере­во­дит в циф­ро­вую фор­му писк и чири­ка­нье цып­лят в инку­ба­то­ре. Свой вклад в этот про­цесс могут вне­сти и посе­ти­те­ли выстав­ки: они полу­ча­ют предо­сте­ре­же­ния или откро­ве­ния, сге­не­ри­ро­ван­ные «живой скульп­ту­рой», непре­рыв­но пере­во­дя­щей «Боже­ствен­ную коме­дию» Дан­те Али­гье­ри о жиз­ни за пре­де­ла­ми мира людей на язык электросхем.

Цен­траль­ной рабо­той выстав­ки ста­нет спе­ци­аль­но создан­ная трех­част­ная интер­ак­тив­ная инстал­ля­ция австрий­ско­го худож­ни­ка Тома­са Фой­ер­штай­на «Чай для Кирил­ло­ва». В пер­вой части автор пред­ла­га­ет встре­тить­ся с при­зра­ком инже­не­ра Кирил­ло­ва, героя рома­на Досто­ев­ско­го «Бесы», про­ве­ря­ю­ще­го свои тео­рии о сво­бо­де воли. При­зрак Кирил­ло­ва нель­зя уви­деть, но мож­но почув­ство­вать его дей­ствия и обна­ру­жить его изоб­ра­же­ние на мони­то­ре каме­ры видео­на­блю­де­ния. Во вто­рой части пуб­ли­ка ста­нет сви­де­те­лем внут­рен­ней жиз­ни сети в пря­мом смыс­ле это­го сло­ва. Посе­ти­те­ли ока­жут­ся в лаби­рин­те из сотен про­во­дов, кото­рые соеди­ня­ют меж­ду собой абстракт­ные объ­ек­ты, состо­я­щие из кон­троль­ных пане­лей, регу­ля­то­ров и мони­то­ров. Систе­мы мони­то­рин­га «Лабо­ра­то­рии Кас­пер­ско­го», парт­не­ра про­ек­та Daemons in the Machine, отсле­жи­ва­ют кибе­р­ата­ки, бот­не­ты и актив­ность ком­пью­тер­ных виру­сов, тем самым, напол­ня­ют объ­ек­ты соб­ствен­ной жиз­нью: они виб­ри­ру­ют и изда­ют глу­бо­кие басо­вые зву­ки. В тре­тьей части инстал­ля­ции зри­те­ли попа­дут в буду­щее, где их встре­тят два героя: робо­ти­зи­ро­ван­ные ста­рин­ные хирур­ги­че­ские лам­пы Borgy & Bes, кото­рые полу­чи­ли вто­рую жизнь и ведут осмыс­лен­ный диа­лог на язы­ке XIX века, обсуж­дая послед­ние ново­сти из интер­не­та. «Моз­гом» геро­ев явля­ют­ся ней­ро­се­ти обу­чен­ные iPavlov (МФТИ) на базе про­из­ве­де­ний Достоевского.

Раз­дел Art&Science Incubator погру­жа­ет зри­те­лей в про­цесс сотруд­ни­че­ства уче­но­го и худож­ни­ка. Здесь пред­став­ле­на доку­мен­та­ция созда­ния работ, а так­же запись кон­фе­рен­ции, про­хо­див­шей в рам­ках под­го­тов­ки про­ек­та. В Incubator будут пока­за­ны в том чис­ле про­из­ве­де­ния, создан­ные робо­та­ми-рисо­валь­щи­ка­ми австра­лий­ца Джо­на Мак­кор­ма­ка, и гибрид­ные скульп­ту­ры Его­ра Краф­та Content Aware Studies. Для их созда­ния ней­ро­се­ти, обу­чен­ные на базе ряда ото­бран­ных худож­ни­ком оциф­ро­ван­ных про­из­ве­де­ний антич­ной эпо­хи, вос­со­зда­ют утра­чен­ные фраг­мен­ты скульп­тур демо­нов Древ­ней Греции.

Томас Фой­ер­штайн (Австрия). Ком­на­та управ­ля­ю­ще­го, 2018 год. Интер­ак­тив­ная робо­ти­зи­ро­ван­ная инстал­ля­ция, часть тоталь­ной инстал­ля­ции «Чай для Кирил­ло­ва». Про­ект создан спе­ци­аль­но для LABORATORIA Art&Science Foundation. При под­держ­ке Лабо­ра­то­рии Касперского

Томас Фой­ер­штайн (Австрия). Тем­ная ком­на­та, 2018 год. Ани­ми­ро­ван­ные объ­ек­ты, часть тоталь­ной инстал­ля­ции «Чай для Кирил­ло­ва». Про­ект создан спе­ци­аль­но для LABORATORIA Art&Science Foundation. При под­держ­ке Лабо­ра­то­рии Касперского

Томас Фой­ер­штайн (Австрия). Borgy&Bes, 2018 год. Робо­ти­че­ская ней­ро­ин­стал­ля­ция, часть тоталь­ной инстал­ля­ции «Чай для Кирил­ло­ва». Про­ект создан спе­ци­аль­но для LABORATORIA Art&Science Foundation. При под­держ­ке Лабо­ра­то­рии Кас­пер­ско­го, iPavlov, МФТИ, НИЦ «Кур­ча­тов­ский институт»

Куда бегут соба­ки (Рос­сия). После­зав­тра, 2018 год. Интер­ак­тив­ная инстал­ля­ция, металл, дере­во, пла­стик, гети­накс, элек­трон­ные ком­по­нен­ты, элек­тро-меха­ни­че­ские ком­по­нен­ты, кас­сет­ные слайд-про­ек­то­ры, ком­пью­тер, бру­дер, цып­ля­та. Про­ект создан при под­держ­ке Музея совре­мен­но­го искус­ства «Гараж», НКО АО «Наци­о­наль­ный рас­чет­ный депо­зи­та­рий» и LABORATORIA Art&Science Foundation. Фото­граф Иван Еро­фе­ев, Музей совре­мен­но­го искус­ства «Гараж»

Дмит­рий Кавар­га (Рос­сия). Погло­ща­ю­щий кон­цеп­ты, 2017 год. Робо­ти­зи­ро­ван­ная инстал­ля­ция, поли­ме­ры, ком­по­зи­ты, металл, дви­га­те­ли, видео-каме­ра, цвет­ные жид­ко­сти. Фото RDI Creative

Мемо Актен (Вели­ко­бри­та­ния). Learning to see: Hello, World!, 2018 год. Интер­ак­тив­ная видео­ин­стал­ля­ция, нейросети

Мемо Актен (Вели­ко­бри­та­ния). Learning to See: You Are What You See, 2018 год. Интер­ак­тив­ная видео­ин­стал­ля­ция, нейросети

Мемо Актен (Вели­ко­бри­та­ния). All watched over by machines of loving grace: Deepdream edition, 2016 год. Принт

Джон Мак­кор­мак (Австра­лия). Niche Constructing Robot Swarm, 2018 год. Робо­ти­зи­ро­ван­ная инстал­ля­ция. Про­ект создан спе­ци­аль­но для Laboratoria Art&Science Foundation. При под­держ­ке Посоль­ства Австра­лии в Рос­сий­ской Федерации

::vtol:: (Рос­сия). Мета­фа­зо­вая зву­ко­вая маши­на, 2014 год. Кине­ти­че­ская зву­ко­вая инстал­ля­ция, счет­чик Гей­ге­ра, мно­го­ка­наль­ная зву­ко­вая син­те­зи­ру­ю­щая систе­ма. Про­ект создан спе­ци­аль­но для LABORATORIA Art&Science Foundation

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.