Выставочный проект «Нетленное наследие» открывается в МВК РАХ

849

С 14 июля и по 4 октяб­ря 2020 года Рос­сий­ская ака­де­мия худо­жеств пред­став­ля­ет выстав­ку «Нетлен­ное насле­дие», кото­рая явля­ет­ся частью худо­же­ствен­но­го обра­зо­ва­тель­но­го про­ек­та, при­уро­чен­но­го к 400-летию со дня рож­де­ния про­то­по­па Авва­ку­ма. По задум­ке кура­то­ра, этот зна­ко­вый про­ект позна­ко­мит зри­те­лей с худо­же­ствен­ным насле­ди­ем ста­ро­об­ряд­че­ства, в первую оче­редь с ико­но­пи­са­ни­ем и литьем, и пока­жет реаль­ное зна­че­ние ста­ро­об­ряд­че­ства в оте­че­ствен­ной исто­рии и культуре. 

Авва­кум Пет­ров (1620–1682), сын свя­щен­ни­ка из села Гри­го­ро­во под Ниж­ним Нов­го­ро­дом, отли­чал­ся бес­ком­про­мисс­но­стью убеж­де­ний и стро­го­стью духов­ной жиз­ни. В дру­гой исто­ри­че­ской ситу­а­ции он, ско­рее все­го, поль­зо­вал­ся бы общим почи­та­ни­ем как аскет и подвиж­ник. Одна­ко в сере­дине XVII сто­ле­тия назре­ла необ­хо­ди­мость в редак­ти­ро­ва­нии тек­стов бого­слу­жеб­ных книг, посколь­ку они ино­гда не сов­па­да­ли ни друг с дру­гом, ни с гре­че­ски­ми ори­ги­на­ла­ми. Про­то­поп Авва­кум и его сто­рон­ни­ки при­зы­ва­ли пра­вить кни­ги по древним рус­ским руко­пи­сям, а пат­ри­арх Никон – по гре­че­ским изда­ни­ям, отпе­ча­тан­ным в Ита­лии. Это про­ти­во­ре­чие поло­жи­ло нача­ло рас­ко­лу Рус­ской Церк­ви. Пре­тер­пев неод­но­крат­ные ссыл­ки и зато­че­ние в Пусто­зер­ске на Печо­ре, Авва­кум не отрек­ся от сво­их убеж­де­ний и был сожжен.

Про­то­по­пу Авва­ку­му при­пи­сы­ва­ют 43 сочи­не­ния, в кото­рых он про­по­ве­до­вал свои взгля­ды. Он и его сорат­ни­ки, невзи­рая на жесто­кие репрес­сии, зало­жи­ли осно­вы мощ­но­го духов­но­го тече­ния, успеш­но про­ти­во­сто­яв­ше­го офи­ци­аль­ной Церк­ви. Выстав­ка, кото­рая носит в первую оче­редь про­све­ти­тель­ский харак­тер, позна­ко­мит зри­те­лей с исто­ри­ей ста­ро­об­ряд­че­ства, с основ­ны­ми его направ­ле­ни­я­ми в их исто­ри­че­ском фор­ми­ро­ва­нии (ста­ро­об­ряд­цы, при­ем­лю­щие свя­щен­ство: бег­ло­по­пов­цы и бело­кри­ниц­кая иерар­хия; ста­ро­об­ряд­цы, не при­ем­лю­щие свя­щен­ство – помор­цы, федо­се­ев­цы, филип­пов­цы, часо­вен­ные, нетов­цы и пр.). 

Струк­ту­ра экс­по­зи­ции поз­во­ля­ет охва­тить это слож­ное и обшир­ное явле­ние. Ста­ро­об­ряд­цы актив­но раз­ви­ва­ли книж­ную и музы­каль­ную куль­ту­ру, печат­ное дело (гра­вю­ры), литье и ико­но­пи­са­ние. Акцент в пода­че мате­ри­а­ла сде­лан имен­но на ико­но­пи­са­нии раз­ных ста­ро­об­ряд­че­ских цен­тров. Каж­дый центр пред­став­лен несколь­ки­ми пока­за­тель­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми, с харак­те­ри­сти­кой сти­ли­сти­че­ских осо­бен­но­стей и с раз­вёр­ну­ты­ми экс­пли­ка­ци­я­ми. Основ­ны­ми экс­по­на­та­ми, про­из­во­дя­щи­ми наи­бо­лее силь­ное худо­же­ствен­ное впе­чат­ле­ние, ста­нут три круп­но­фор­мат­ных ико­ны: Гос­подь Все­дер­жи­тель (Спас в силах), создан­ный до нача­ла рас­ко­ла или в его пер­вые годы (собра­ние В.А. Бон­да­рен­ко); Св. Иоанн Пред­те­ча Ангел пусты­ни и Св. мит­ро­по­лит Алек­сий, в житии, из хра­ма Рож­де­ства Хри­сто­ва Рогож­ско­го клад­би­ща – эта­лон­ные образ­цы ста­ро­об­ряд­че­ско­го искус­ства, кото­рым под­ра­жа­ли в дру­гих цен­трах. Так­же экс­по­на­та­ми это­го уни­каль­но­го про­ек­та ста­нут под­лин­ные кни­ги из собра­ния Мос­ков­ской Мит­ро­по­лии Рус­ской Пра­во­слав­ной Ста­ро­об­ряд­че­ской Церк­ви и част­ных собра­ний, доку­мен­ты и фото­гра­фии (копии), а так­же отдель­ные под­лин­ные пред­ме­ты, харак­те­ри­зу­ю­щие исто­рию и быт рос­сий­ских старообрядцев.

В рам­ках про­ек­та запла­ни­ро­ва­ны: науч­ное засе­да­ние, вир­ту­аль­ный тур и рас­сказ кура­то­ра о неко­то­рых зна­ко­вых экс­по­на­тах выстав­ки, что нагляд­но про­де­мон­стри­ру­ет совре­мен­но­му зри­те­лю эта­пы раз­ви­тия идео­ло­гии и куль­ту­ры старообрядчества.

Мате­ри­ал под­го­тов­лен на осно­ве ста­тьи кура­то­ра про­ек­та — док­то­ра искус­ство­ве­де­ния, чле­на-кор­ре­спон­ден­та Рос­сий­ской ака­де­мии худо­жеств Ири­ны Лео­ни­дов­ны Бусевой-Давыдовой.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.